Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Второй вопрос, который он себе должен задать: что же в этих обстоятельствах я могу изменить, что же зависит лично от меня? И когда он видит, что многое зависит и от его личной воли, знания, умения, он должен включить свою волю, обозначить свои цели и пытаться изменить те обстоятельства, которые он может изменить.

И третье. Он всегда должен различать первое и второе. И вот, когда такое различение происходит, это говорит о том, что человек достиг определенного уровня, что у него есть интеллектуальный резерв. Все начинается с работы ума. А когда включен ум, начинает работать разум. А если человек включил свой разум и начинает с обдумывания своего дела, значит, на этого человека можно надеяться: он добьется определенного успеха. И знаете почему? Потому, что человек разумный и умный всегда ценит то, что имеет.

А каждый человек что-то имеет, только не всегда он знает, чем же он обладает и как эффективно использовать то, что у него есть. Каждый человек должен сделать как бы инвентаризацию. Он не должен начинать с того, чтобы говорить себе: вот я – бедный, ничего у меня нет. На самом деле, внимательно посмотрев на себя, он начинает обращать внимание на, казалось бы, обычные, но важные вещи. Первое: у него есть здоровье. Это уже прекрасно. Есть хлеб. Есть крыша над головой. Есть у него образование. Есть у него ум. Есть цели, есть идея. Есть друзья, знакомые, которые всегда могут помочь. Это уже серьезная основа. И все это можно перевести в деньги, все это чего-то стоит. И получается, что этот человек обладает определенным первоначальным капиталом.

И я уверяю вас, что, если каждый так просчитает, это будет немаленький капитал.

Вы знаете, следующий закон природы: подобное притягивает подобное. Или как у нас в народе говорят: «Деньги идут к деньгам». А любая пословица есть бриллиант народной мудрости. А народная мудрость не возникает на пустом месте. Так работают законы природы и социальной жизни.

Как только у вас появятся первые деньги, они будут привлекать к себе другие деньги, и ваше благосостояние будет увеличиваться, а капитал нарастать.

Следующий момент: есть принцип кувшина. Если наливать воду в кувшин, то наступает момент, когда он переполняется – вода начинает переливаться через край. А кувшин обычно заполняется довольно быстро. Ценность кувшина заключается в чем? В том, что он обладает первоначальной пустотой, он рассчитан на некое заполнение некоего пространства. То же может произойти и с человеком. Пространство для развития человека задает цель, которую он перед собой ставит. Человек задал себе определенную цель, от своего сердца, проводит радиус к этой цели, образуется сфера, это и есть тот внутренний «кувшин», который будет определять объем действия для достижения цели. Одновременно – пространство для внутреннего развития самого человека. Ведь цели-то могут быть разными. Если человек ставит перед собой очень маленькие цели, то и пространство получается маленькое. И этот «кувшин» быстро заполняется. И примеров тому множество.

Важно, конечно, и назначение самой цели. Допустим, человек поставил цель: заработать много-много денег. Я же думаю, что это очень маленькая цель. И знаете почему? Потому что человеку на самом деле много не надо. Ну, скажем, автомобиль, хороший дом, хорошее питание, современная одежда, дать образование детям. И все. Когда человек этого не имеет, ему кажется, что ему нужно неограниченное количество денег. Я помню в детстве для меня недоступным было мороженое. Мне казалось, будут у меня деньги, я его съем столько! Как получилось: в первую же зарплату я пошел и купил полтора килограмма мороженого. Так я хотел осуществить свою детскую мечту. Я его съел и переполнил свой «кувшин». Потом, понимаете, я три года к этому мороженому вообще не подходил. Видеть его не мог.

Это одно и то же: когда чего-то нет, кажется, что этим ты бы заполнил все свое «пространство».

Поэтому человек должен поставить перед собой очень высокие цели. А высокие цели должны быть нравственного характера. Для меня такой целью является делание добра. Добро для меня – самая высоконравственная категория. И я думаю, любой человек, который поставит перед собой цель творить добро, он проведет свой радиус к добру... А что такое добро? Доброе всегда – разумное. А разумное и доброе – это вечное. И ваш радиус уходит куда-то в космос, куда-то к Богу. И получается огромное пространство для вашего саморазвития. И самое главное, у вас душа становится какой? Большой, широкой. Понимаете меня? И в вашей душе появляется божество, новый свет появляется. Ваша душа становится открытой и милосердной. И в этом случае вы можете дать приют в своей душе многим-многим россиянам. И когда ты делишься своим богатством, своей душой делишься с другими, отдавая им этот приют, то в этом случае они обязательно и вас впустят в свою душу. А это – уже взаимное обогащение. И тогда расширяется общее пространство для саморазвития.

И тогда эта формула, с которой мы начали беседу: «Подобное притягивает подобное», будет работать в этом широком пространстве. И тогда не грозит эффект переполнения. Понимаете? А это самое важное: у человека обязательно должна быть вера. Если у человека нет веры, то у него многое может не получиться. Для нас зачастую характерно, что мы все подвергаем сомнению. Это хорошо, скажем, для ученого философа. В обычной жизни этого не должно быть. В жизни у человека должна быть вера. В первую очередь в разумное, доброе, вечное. И нужно каждый свой шаг выверять по этому принципу. И даже мелкие цели, как этапы движения к цели большой, ведь любое движение идет шаг за шагом. И каждый твой шаг должен быть выверен: идет он в сторону добра или нет. Если не идет, то нельзя этого делать. И вот тогда ваша вера никогда не будет потеряна.

И исходить надо из вашей веры в добро. Иного не дано.

Беседу структурно можно разделить на две части. Первая: анализ тех условий, которые помогают человеку достичь материального благополучия. Это практическая сторона дела. Вторая – перевод разговора в философскую, духовную сферу. Он в какой-то степени оправдывает, оговаривает «богатство» как определение нравственного состояния человека. Во всем чувствуется личная заинтересованность автора. Это не теоретическая схема, не поучение, а осмысление собственного опыта. Какие средства использовал Р. Ли для привлечения внимания? Во-первых, это логика, она главный его аргумент. Движение мысли подчинено практическому обоснованию идеи. Он сам убежден в ее правильности, и эта убежденность передается слушателям. Он уважает человека, верит в его способности и силы и доказывает это на самых простых, доступных примерах. Он призывает каждого не разуверяться, не опускать руки, не терять веру в себя. Для этого нужно оглянуться, трезво посмотреть на свои возможности. Это важный фактор привлечения внимания, так как обращен к каждому человеку. Повторения, варьирование мысли помогают лучше усвоить и запоминать тезисы автора.

Наглядность аргументации: народные пословицы, «принцип кувшина», «формула счастья», основанная на творении добра – все работает на раскрытие авторской идеи. Вопросы, с которыми он неоднократно обращается к слушателям («Правильно?», «Знаете, почему?», «Понимаете меня?»), как бы подразумевают конкретного слушателя, его включенность в беседу. Показателен пример из детства с мороженым, раскрывающий систему аналогий. Отметим и просчет автора беседы. Он проявляется в тезисе: «Каждый должен стать в России богатым». Декларативный характер может вызвать раздражение у некоторых слушателей. Он демонстрирует увлеченность Р. Ли своей идеей. На самом деле, нужно было ограничиться второй фразой о создании условий, чтобы человек мог успешно трудиться. Тем более что все последующие размышления противоречат начальному тезису: может рассчитывать на успех тот, кто имеет здоровье, работу, жилье, образование, ум, идеи, цели. А такой набор личных качеств и состояний есть далеко не у каждого.

Заманчивая идея стать богатым работает в этом случае против автора: люди в России уже хорошо знают, что для некоторых слоев населения это абсолютная утопия. Из бедности не выкарабкаться. Но, тем не менее, для большинства людей эта беседа представляет практический интерес: она дает реальные советы, поддерживает человека.

Отсюда следует вывод: автор беседы должен соотносить свои тезисы, заявления с реальной жизнью, учитывать настроение людей. В целом беседа «Как вам стать богатым в России» – образец использования многих возможностей жанра: прямого обращения к аудитории, доступность аргументации, развитие мысли, подчинение ее логике своей идеи.

Радиокомментарий и радиообозрение более жестко привязаны к обсуждаемой теме – они в основе своей событийны. Радиобеседа же позволяет раздвинуть эти рамки в пределах одной темы и оперировать несколькими темами, связанными между собой более широкими проблемами или родом деятельности человека, приглашенного к микрофону.

Образцом таких бесед является программа «Радио России», «Персона грата» («Желанная персона»). Она представляет собой комбинированную форму беседы. В пределах одной передачи могут затрагиваться несколько тем, их перетекание из одной плоскости обсуждения в другую. Каждая из этих бесед, а они звучат ежедневно, окрашена характерными особенностями личности, приглашенной в студию. И это проявляется в подходах к анализу событий, в личных пристрастиях, убеждениях, в той речевой манере разговора, приемах ораторской публицистики, стилистики, тональности выступления. Это, естественно, требует от журналиста большой подготовки. Умения «чувствовать» собеседника, настроиться на него, высветить с помощью своих вопросов, реплик, замечаний сильные стороны героя.

>

В одной из программ «Персона грата» прозвучала беседа постоянного ведущего В. Ушканова с политологом Г. Сатаровым.

Накануне Сатаров выступал в аналитической телепрограмме «Итоги», где высказал прогноз о возможности утверждения в Госдуме нового Премьер-министра Правительства В. Путина. Его предположение о количестве голосов, которые он может набрать при голосовании, оказалось точным.

Вообще прогноз: научный, публицистический в области экономики, политики и социальной жизни и т.д. занимает все более заметное место в журналистике. Он всегда привлекает внимание аудитории. Психологически аудитория уже погружена в среду различных воззрений на ближайшее и отдаленное будущее. Конец XX – начало XXI в. придавали прогнозам особую остроту. Публицистический прогноз – действенное средство активизации внимания слушателей. Он, по сути, составляет один из методов анализа действительности, проецирования его ожидания на текущие события.

В. Ушканов, как он говорил, «берет быка за рога»:

«Вы тогда предсказали, какое количество голосов наберет Путин при утверждении его кандидатуры в Госдуме. Что же ждет нас на выборах в новую Думу? Какие политические силы будут доминировать в этом процессе?».

Сатаров. Люди устали от нынешних политиков. Они хотят видеть новых людей в новых структурах власти.

Прервем на время цитату из текста, чтобы обратить внимание на важный фактор: известный политолог приводит аргументы, хорошо знакомые аудитории.

Сатаров. То же будет и с партиями: ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», они уже показали себя на политической арене. Люди могут повернуть свои взгляды к новым движениям, в частности – к «Отечеству».

Многие политики говорят о «центре», считая, что тем самым привлекают внимание избирателей. Но политика «центра» хороша в странах, где уже давно сложились институты демократической власти, где центристская политика связана с консервативностью, стабильностью. У нас же в России большинству людей непонятно, что же такое «центр». Так как они привыкли на протяжении нашей истории к простоте лозунгов, понятий, обещаниям, «Центр» у нас – это политическая невнятность. Наши политики не учитывают эти обстоятельства и поэтому могут просчитаться».

Обратим внимание на особенности анализа, на обоснование прогноза. Они базируются на очень важном факторе: психологическом состоянии наших граждан. Предсказание того, что может ждать Россию в ее политическом будущем, учитывает, как складывалось это состояние на протяжении нашей истории, которая приучила россиян к простоте лозунгов, понятий, обращений. На этом основана их оценка нынешних политических партий и движений и возможное отношение к новым организациям. Заметим также, как использует Сатаров аналогию, сравнение отношение к «центру» в западных странах и у нас. Его аргумент о значении стабильности, действия сложившихся институтов демократии – очень убедителен.

Итак, психология плюс аргументы – вот подходы Сатарова к анализу ситуации и обоснованию своих предвидений.

У нас в нашей политике, в действии властей, в работе средств массовой коммуникации психология пульсирования общественного мнения, индивидуальная психология находится на периферии внимания. Это отношение базируется на пренебрежении психологией нашей прежней пропагандой. А это серьезный просчет. Психология масс, классов должна быть заменена на психологию социальных групп, психологию личности. Одновременно прогноз Сатарова опирается на отличное знание перипетий в расстановке политических сил, особенностей борьбы на разных этапах общественной жизни в последние годы.

Журналист, ведущий беседу, должен постоянно помнить, что приглашенный в студию человек владеет обширной, разносторонней информацией по вопросу, вынесенному на обсуждение. Он, как правило, умеет и любит говорить. И ведущий должен учесть: его герои могут сесть на своего любимого «конька» и суть разговора потонет в деталях, подробностях, частностях. Беседа не терпит такой расплывчатости, она постоянно должна «держаться» на едином стержне.

>

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений