Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

История радиорепортажа – путь освоения работниками радио всех сложных звуковых форм радиопроизведения, нацеленного на контакт со слушателями. Эта история одновременно проявляет степень раскрытия личности журналиста в разные периоды становления и эволюции отечественного вещания: от трансляции жестко отобранной информации, политического рупора событий до индивидуального подхода к их освещению, наполненного личными оценками увиденного.

Репортаж – один из самых подвижных, гибких жанров. В основе своей он принадлежит к информационной группе. Но уже в таких информационных репортажах присутствуют элементы оценки. Журналист, находящийся на месте события, осмысливающий происходящее, рассказывает о событии, используя все средства радиожурналистики: звучащее слово, шумы, музыку. Слушатель представляет звуковую картину события, которую ему «нарисовал» репортер. Значит, репортер всю отобранную информацию, фрагменты интервью с участниками события, свои описания окрашивает личным отношением. Оценка проявляется и в том, как рассказывает журналист об увиденном, чему отдает предпочтение, что выделяет. Такой же оценочный отбор идет и в текстах людей, приглашенных к микрофону.

Наряду с этим в описании репортера могут присутствовать и элементы прямой оценки. Бывают события, которые требуют более глубокого осмысления или становятся «плацдармом» для размышления над происходящим. Они могут выводить репортера и тех людей, с которыми он беседует, на проблему. Акценты в освещении событий сдвигаются, они приобретают в основном оценочный характер. Информация становится фоном, поводом для интерпретации и постановки серьезных социальных вопросов. На первый план выходит анализ события и всего, что с ним связано. Меняются вопросы, которые задает репортер своим собеседникам. Они могут звучать так: «Как вы думаете, почему...?», «Как вы считаете, в чем причина...?», «Как вы полагаете, чем это можно объяснить...?». Сдвигается сам подход к материалу, угол зрения на него. Но в таком репортаже аналитические фрагменты все-таки не должны быть пространными: журналист должен кратко, емко давать оценки, объяснять, растолковывать. Так жанр приобретает качества аналитического радиорепортажа.

Эти трансформации радиорепортажа зависят от творческих установок журналиста. Если он хочет дать хроникальную картину события – радиорепортаж получится информационным. Если репортер не ограничивает себя этой задачей, а стремится посмотреть на событие шире, глубже, увидеть его причины – радиорепортаж становится аналитическим. Разумеется, свое воздействие оказывают характер, масштаб, значимость события, которые предоставляют журналисту разный «изобразительный» материал и пищу для оценок. Само событие многое предопределяет в репортаже. Написать репортаж с военного парада, демонстрации, митинга, где обилие деталей, лиц, движения дают немало возможностей для журналиста. Другое дело – рассказать по радио, например, об открытии цеха, завода, дать картину презентации книги, выставки.

Классическим видом радиорепортажа считается спортивный, о чем уже говорилось. Богатство содержания спортивного соревнования, динамика, множество перипетий, постоянное изменение ситуации, проявление характера участников, интерес аудитории ко многим видам спорта – обеспечивают все необходимые компоненты для наполнения материала разнообразными интересными выигрышными звуковыми деталями. Большое значение имеет и то, что болельщики не знают окончательных результатов соревнования. Это обеспечивает психологические переживания, незримое участие всех, кто заинтересован в наблюдении за ходом схватки, и главное – в итогах спортивной борьбы.

Интересными, зрелищными бывают открытия и закрытия чемпионатов мира, особенно Олимпийских игр. Для лучшего раскрытия многообразной картины происходящего с микрофоном работают два-три журналиста. И их рассказ становится объемным. Пауза позволяет другому журналисту сосредоточиться, рассказать о том, что мог упустить его коллега. Самая высокая классика – репортажи с соревнований игровых видов спорта: футбола, хоккея, баскетбола.

Спортивные репортажи обычно ведут комментаторы, специалисты в разных видах спорта. В историю радиожурналистики и спорта вошли имена В. Синявского, Н. Озерова, В. Маслаченко – великолепных мастеров радио- и телерепортажей. Каждый из названных комментаторов привносил в репортаж черты своей личности, темперамента, манеру речевого поведения у микрофона. Интерес болельщиков к событию, скажем, к футбольному матчу «заказывает» не только рассказ о ходе игры, но и оценку важных поворотных моментов встречи, поведение мастеров мяча на поле, мотивации их действий, обоснование конечного результата.

С появлением спортивного телерепортажа изменились репортажи на радио и в газете. Газета, выходящая на следующий день после события, стала основное место уделять анализу, комментированию. Радио оказалось в трудном положении, не случайно количество радиорепортажей и их объем в эфире значительно сократились. А главное, изменилось отношение аудитории к репортажу.

«Когда-то сам факт репортажа и то, что комментатор поспевал за игрой, вполне устраивало слушателя, – писал В. Синявский. – Но время это прошло давно. Теперь все репортеры поспевают за игрой, знают игроков, бойко пересказывают игровые ситуации, но теперь не так просто заставить себя слушать. Дело даже не в том, что радиослушатели и телезрители выросли в своем понимании спорта, в требовании к репортажу. Личность! Вот кого они ждут. Человека, мыслящего вслух самобытно, оригинально, человека, который одарил бы их новизной трактовок, свежестью красок, достоверностью информации. Наконец, чтобы он, комментатор, был не только актером, но и режиссером, журналистом, профессионально знал то, о чем говорит.

...Наш брат, спортивный комментатор, порой проникается уверенностью, что микрофон, дескать, сам по себе обладает магической силой, и все, что ни скажешь, получается весомым, значительным. А потому, мол, нет необходимости в поисках своего видения, понимания, толкования спорта. Ничего подобного! Банальность, размноженная в несчетном количестве репродукторами, все равно банальность, хотя порой и создает иллюзию значительности...»[4].

Эти слова сказаны 30 лет назад. Но они актуальны и сейчас. Обычно репортаж требует многих качеств от журналиста: компетенции, подготовки к игре, быстрой реакции, умения мгновенно оценивать ситуации, возникающие на поле. Спортивный репортаж усиливает все эти требования, так как события на площадке обычно очень динамичны и не дают времени журналисту на их осмысливание. Поэтому элементы комментария в тексте радиорепортажа особенно ценны. Они должны быть лаконичными, точными, нести большую оценочную нагрузку. Они требуют от комментатора сжато, емко выделить самое существенное в характере спортивного поединка, дать дополнительную информацию тем, кто слушает репортаж по радиоприемнику. Рассмотрим эти особенности репортажа на примере.

>

Ростовское радио долго готовилось к трансляции игры ростсельмашевцев с московским «Спартаком». Обычно поединки между этими командами проходят в острой, бескомпромиссной борьбе и привлекают внимание многих тысяч болельщиков. Предстоящий матч был широко разрекламирован в эфире. Звучали оба его тайма, что большая редкость.

Рассмотрим, как использовал элементы оценок в своем репортаже комментатор. Журналист старается ввести комментарий при любой возможности, но это не всегда получается.

Комментатор. Есть у меня такая статистика, она не очень приятная для болельщиков «Ростсельмаша», но никуда не денешься. В чемпионатах страны, по российскому футболу я имею в виду. Простите. (Темп речи становится очень быстрым.) Пестряков вошел в штрафную площадку, борется там против двух спартаковцев. Проходит. Надо бить! (Небольшая пауза, шум стадиона усиливается.) Опасность еще не миновала. Наконец мяч отскочил во вратарскую, Колотилов картинно принял его на грудь и даже не берет в руки...

Отсюда следует вывод: начинать комментировать нужно тогда, когда складывается подходящая обстановка на поле: мяч за чертой, заминка, идет медленное развитие атаки и т.д. Увидеть в постоянно меняющемся калейдоскопе игры ее особенности – одна из главных задач комментатора.

Комментатор. Как уже стало заметно, спартаковцы идут в атаку правым флангом. Быстро проходят середину поля. И лишь изредка, чтобы растянуть защиту «Ростсельмаша», усыпить бдительность защитников, проходят по левому краю, где активен Безродный, и к нему подключается Луис Робсон. А вообще он больше играет в центре. (Шум стадиона.) Мне кажется, сейчас была очень опасная ситуация, но судья сегодняшней встречи зафиксировал нападение на вратаря. Штрафной удар пробьют ростовчане. (По крайней мере, приятно нам.) Хорошо, что мы столкнулись с честным судейством Сергея Гусева, который действует незаметно на поле. Судья все успевает, все видит, а сам как-то призрачно движется по полю и не вмешивается в игру там, где в этом нет необходимости. Ну – арбитр ФИФА!

Большое значение для радиокомментатора имеет пауза: временная остановка игры, конфликт на поле, оказание помощи игроку, травмированному в столкновении... Пауза позволяет органично ввести элементы комментария, маневрируя, протянуть ниточку к слушателю, обыграть интригу – еще одна задача журналиста, ведущего спортивный радиорепортаж.

Комментатор. На поле побежала медицинская бригада «Ростсельмаша». Еще одна пауза у нас. Наверное, ближе к концу игры таких пауз у нас будет больше, потому что игра становится жестче. Я уже говорил, что Ковтун играет жестко и вроде бы в пределах правил, как это было до сих пор, по мнению арбитра. А сейчас не только медицинская бригада побежала к месту происшествия, но и санитары с носилками. (Пауза.) Сейчас игра будет продолжена.

К сожалению, «Ростсельмаш», как я уже говорил раньше, против «Спартака» на чемпионатах России играл неудачно. Лишь однажды ростсельмашевцам удалось выиграть, а в остальных встречах побеждали москвичи. Из тринадцати встреч – семь раз «Спартак» выиграл, пять матчей завершилось вничью. И только в 1993 г. «Ростсельмаш» выиграл на своем поле 2:0. Причем оба мяча были забиты в первом тайме, голы забил Балахнин.

Так что «Спартак» традиционно трудный соперник для ростовчан.

Материал событийного репортажа также может быть насыщен проблемным содержанием, поднимать важные вопросы общественной жизни. Приведем еще пример.

>

19 сентября 1999 г. Ростов-на-Дону отмечал свое 250-летие. Накануне в одном из городов области – Волгодонске террористы взорвали жилой дом. Это трагическое событие наложило свой отпечаток на празднование юбилея.

Радиорепортаж с музыкального праздника «Ростов многонациональный» – одну из многочисленных акций обширной юбилейной программы журналист насытил актуальным материалом.

Корреспондент. Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Наперекор тем, кто этого не хочет, невзирая на тревожные сообщения и пугающие слухи, вопреки всему этому и благодаря тому, что на свете есть силы, сохраняющие единство и творящие добро. И их много, и они должны победить. И чтобы убедиться в этом, я предлагаю вспомнить тех, кто сам участвовал, и впервые представить тем, кто не знает этого, – как погожим сентябрьским вечером ростовчане – и не только, россияне – и не только – на летней эстраде центрального парка отмечали День рождения города. Гости приехали из далекой Шотландии, и зазвучали под теплым южным ветром шотландские волынки.

Музыка.

Корреспондент. А гостей, и дальних, и ближних, как радушный хозяин приветствовал национальный студенческий оркестр, и руководитель его, профессор, заслуженный деятель искусств России Крикор Хурдоян просил всех собравшихся почтить молчанием память безвинно погибших. Ведь мучительная фраза вечного вопроса принца Гамлета долго витала в воздухе – над нарядной сценой парка, над судьбами собравшихся – «Быть или не быть?». И все же праздник состоялся. Потому что в этот вечер многочисленные национальные диаспоры, лишь за последнее десятилетие возникшие в нашем городе, вывели на праздничную сцену народные коллективы, многие из которых завоевали успех у европейской публики, а главное, сохранили родные мелодии и подтвердили старинную поговорку, провозглашенную в своем указе о закладке крепости святого Димитрия Ростовского, послужившем началом нашего города, самой императрицей Елизаветой Петровной: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». И на крыльях дружбы прилетели из глубины веков старинные ассирийские мелодии, исполненные ансамблем «Вавилон» под управлением Наны Семеновой».

Музыка.

Корреспондент. Конечно, праздник заставил не только по-другому взглянуть на настоящее, пристальнее вглядеться в будущее, но и заново осмыслить прошлое.

В рассказ о том, что происходило на сцене, вплетались интервью с участниками праздника. Музыка танцев и песен (с концертными номерами выступали русские, татарские, немецкие, армянские, греческие, корейские и другие танцевальные и хоровые коллективы) с комментарием ведущего создавали яркую звуковую картину, передавали настроение всех собравшихся на это торжество.

Многонациональный состав участников юбилейного представления, темы народных песен: о Родине, отчей земле, любви – давали материал для размышлений журналиста о значении дружбы народов в нелегкие дни межнационального напряжения в некоторых регионах России. Об этих проблемах говорили и сами артисты.

Каждый из выступающих перед микрофоном вносит свое видение в национальные отношения и делает это через понимание, толкование своего народного искусства. Вот о чем важно помнить журналисту, ведущему радиорепортаж: отражать разные стороны события, проблемы. Чередование музыкальных номеров, голосов участников празднества передавало его колорит, но через весь радиорепортаж красной нитью проходила основная мысль: о значении дружбы, о необходимости жить в мире и добрососедстве.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений