Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Ковер турецкий, скатерти, тетради...

Но ты, поэт, скажи мне, Бога ради,

Подорожал ли утренний рассвет?

И разве солнце мерится ценою

Торговых предприятий, кабаков –

Инфляции своекорыстный норов –

Оставьте хоть пространство для стихов.

Музыка.

Журналист. Я прочитала сборник стихов Ары Геворкяна до конца и знаете, о чем подумала? О том, что пока жив хоть один поэт на земле, будет жива и земля.

Звучат стихи о Пушкине под музыку.

Композиция рецензии определяется движением авторской мысли, необходимостью преподнести разные грани материала: стихи, фрагмент аннотации, собственное мнение и рассуждения, навеянные чтением стихов. Небольшое вступление вводит в тему. Заглавные стихи сборника дают представление о поэте. Знакомясь с образцами поэзии А. Геворкяна, слушатели могут убедиться или усомниться в правоте слов рецензента. Голос актера, читающего стихи, и лирическая музыка с нотками тревоги усиливают эмоциональность звучания, а значит, и восприятия.

Рецензия может быть рассчитана на широкую аудиторию, тогда ее задача несколько изменяется и сводится к тому, чтобы познакомить слушателей с новым, интересным произведением, только вышедшей книгой известного автора, театральным спектаклем с оригинальным режиссерским решением, с великолепной игрой актеров, концертом популярного эстрадного певца. Такая рецензия носит и рекламный оттенок – обратить внимание публики на яркое явление в сфере искусства. Но рецензия может быть адресована и более узкому кругу слушателей: специалистам, людям серьезно интересующимся искусством, знатокам литературы, театра, кино. Направленность рецензии влияет на работу автора: в первом случае это будет простое, популярное изложение своего мнения. Во втором – более обстоятельный, углубленный анализ с привлечением целой системы аргументов, подтверждающих оценки рецензента.

Радиорецензия позволяет журналисту чувствовать себя в творческом отношении более свободно. Это относится к тому, как он распоряжается материалом, и к степени его непосредственного личного присутствия. Мастерство рецензента – это и умение построить сюжет, предложить интересную, интригующую слушателя завязку. Он что-то вспоминает, связывает со своими личными переживаниями, его повествование может отступать от основной линии, но и это отступление не должно быть «публицистическим завитком», как говорил А. Аграновский. Все должно играть на главную идею, подчиняться раскрытию основной темы. Автор передачи использует интересные сведения об авторе рецензируемого произведения, о его творчестве, его жизни. Эти портретные штрихи также будут работать на раскрытие основной идеи, если они органичны в рецензии. Уровень осмысления зависит от масштаба личности журналиста, автора рецензии, его творческого, жизненного опыта.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Каково назначение радиорецензии?

2.        В чем заключается специфика использования в тексте различного иллюстративного материала (литературных, музыкальных произведений, радиоспектаклей, кинофильмов, телепередач, театральных постановок)?

3.        В чем состоят особенности работы над этим жанром?

4.        Запишите радиорецензию с эфира. Рассмотрите, как сочетаются в тексте рецензии анализ автора и приведенные иллюстрации, факты.

5.        Запишите образцы рецензий на музыкальные произведения, спектакли, кинофильмы. Рассмотрите особенности использования звуковых иллюстраций и их роль в анализе автора.

в начало

ПИСЬМО. ОБЗОР ПИСЕМ

Одна из важнейших забот журналистики – поиск контакта со своей аудиторией, использование мнений людей в работе редакции. В средствах массовой информации и пропаганды советского времени работе с письмами уделялось большое внимание. Считалось, что они – барометр общественного мнения и настроения, ярко выраженная форма отношения к самим этим средствам. Письма, как правило, подвергались «внутренней цензуре», каждый, кто писал, знал: чтобы твое письмо опубликовали в газете, прочитали по радио или телевидению, нужно знать правила «идеологической игры».

В годы перестройки работы средств массовой коммуникации изменилось отношение к почте, сократилось количество обращений в прессу, изменился характер писем читателей, зрителей, слушателей. Многие газеты совсем отказались от работы с почтой, однако самые популярные, многотиражные издания регулярно печатают на своих страницах письма читателей.

«Комсомольская правда» дает целые полосы писем, в которых читатели обсуждают наболевшие вопросы, критикуют недостатки, ставят проблемы общественного значения.

Многие телевизионные студии, особенно центральные каналы, сократили использование писем зрителей в своих передачах, вместо писем стали использовать телефонные звонки.

Кроме того, что различные радиоредакции постоянно используют в работе в прямом эфире звонки в студию, существуют программы, составленные только из звонков. По «Радио России» каждое воскресенье вечером звучит программа «Радиоклуб России» – «У вас есть проблемы?». Само название передачи, ее направленность ориентирует слушателей на серьезный аналитический разговор, приглашает к обсуждению важных вопросов их жизни. Звонок в студию, в котором выражается мнение, оценка, ставится вопрос, звучит реплика – своего рода краткое звуковое «письмо».

Но радиопередач по письмам слушателей тоже стало заметно меньше, хотя по-прежнему в эфире звучат программы, включающие в себя почту. За последнее десятилетие изменилось содержание почты. Письма стали носить откровенный характер, без «оглядки» на кого бы то ни было. В них звучат мнения, размышления людей, озабоченных положением дел в стране, результатами реформ, острая критика действия властей. Значительно расширился круг тем, ранее запретных для публичного обсуждения: вопросы организованной преступности, алкоголизма, проституции, наркомании, коррупции, клановые действия чиновников. Поднимаются и острые бытовые проблемы. Все это усиливает, расширяет, углубляет «потоки» аналитики. Письма стали настоящим бесцензурным «гласом народа». Примером таких программ может служить передача по письмам, которую вел в середине 90-х годов по первой программе Российского радио Б. Ляшенко. Это был откровенный разговор о наболевшем. В анализе, осмыслении сложнейших социальных проблем, процессов, идущих в стране, мнения слушателей разделялись. Ведущий не сглаживал углы, не уходил от ответа на острые вопросы. Нередко возникали дискуссии между слушателями и ведущим.

Показательна была роль ведущего. Он не занимал нейтральную позицию, отстаивал свои убеждения, взгляды на происходящие события, но всегда внимательно, с уважением относился к чужому мнению, вел себя корректно даже в тех случаях, когда слушатели несправедливо критиковали его. Он разъяснял, убеждал, советовал. Вся программа Б. Ляшенко – народная публицистика и одновременно личностная, авторская программа. Характерно прекращение его работы в эфире. Сказалась «усталость рубрики». Слушатели начинали обсуждать актуальные вопросы по второму, третьему разу. Это говорило о том, что журналистика практически мало влияет на социальные ситуации. Она может демонстрировать, как накапливается качество общественного мнения, как происходит разочарование определенных групп людей от того, что они не могут изменить положение дел, которое их не устраивает. Но и это тоже важная социальная роль аналитической журналистики.

Когда мы говорим о письме, то должны разделять значение этого слова в теории жанров. Письмо – форма почтовой корреспонденции. Это может быть заметка, отклик, размышление и т.д. И письмо – как самостоятельный жанр публицистики, обладающий своими характерными признаками. Ярче всего этот жанр проявляется в газете, на радио у него есть свои аналоги, как и у статьи.

Жанр письма в газете – это форма эпистолярной публицистики. В центре его стоит общественно-значимая, актуальная проблема и личность автора. Назовем две его разновидности «открытое письмо», адресованное конкретному человеку, и «письмо без адреса». Особенности письма: автор, его гражданская позиция аккумулируют в себе какую-то проблему и выступление в печати, выносит ее на общее публичное обсуждение. Другой вариант – автор ставит эту проблему через обращение к какому-то известному политическому деятелю, крупному государственному руководителю. Аналогом такого письма на радио является публицистическое выступление. Это радиоречь, радиослово, радиообращение – формы ораторской публицистики. На телевидении примером такого выступления может служить цикл бесед А. Солженицына после его возвращения из США в Россию.

Письма располагают огромным арсеналом возможностей для выражения автором своего мнения, своих размышлений, для более эффективного воздействия на аудиторию. Это свободная форма, позволяющая оперировать любыми аргументами, различным иллюстративным материалом, собственными наблюдениями, раздумьями, примерами из истории, литературы и т.д.

История радио хранит много программ и рубрик, связанных с использованием почты слушателей: «Разбирая вашу почту», «Говорят и пишут ветераны», «По вашим письмам», «Письмо позвало в дорогу» и др. Особенно большой опыт по использованию писем слушателей накопила радиостанция «Юность». Формы включения писем в структуру программ разных типов многообразны. Они подчинены задачам и целям конкретных передач, их традициям.

Значительны место и роль писем в программах сборного (журнального) типа. Письмо в них служит предметом для размышлений, формой связи с аудиторией. Их использует ведущий для соединения разных тематических и жанровых фрагментов, для постановки важного вопроса. Письмо-исповедь нередко является началом дискуссии слушателей. «Письмо на радио органично вплетается в структуру программы, соседствуя с другими письмами, авторскими комментариями, созвучными по теме очерками, репортажами, документальными записями. Письмо на радио – почти всегда самостоятельный элемент сложной программы»[5].

Популярны и обзоры писем. Здесь важен их отбор и по содержанию, и по языку. Нужно полностью сохранять стилистику письма. Из текста следует удалять только то, что запрещено Законом о печати и других средствах массовой информации. Чем откровеннее письмо, тем большее доверие оно вызывает, тем более широкий отклик может найти. Обзоры писем могут быть и тематическими. Радиообзор – это не механическое соединение разных мнений. Это целостная программа со своим сюжетом, движением мысли. Представление очередного мнения слушателя должно быть подчинено общему замыслу. Авторские вкрапления, связки, ремарки, размышления и письма составляют единое целое. Разнообразие точек зрения, мнений, суждений, замечаний, высказанных в письмах, делают передачу «разноголосой», дают пищу для собственных размышлений слушателей, вызывают желание поспорить.

Большой интерес представляют аналитические программы, состоящие только из писем и их комментирования ведущим. Образцом такой передачи является авторская программа В. Соколовской «Из России с любовью». Разнообразный материал писем дает возможность сюжетно выстроить обзор. В. Соколовская в каждом выпуске затрагивает болевую точку последних событий и в то же время дает спектр настроений людей. Письма слушателей – это панорама общественного мнения. Автор должен дать оценку текущим событиям, проявить их характерные черты, а главное – провести определенную идею, объединяющую все эти разнообразные суждения. В такой работе важны отбор, монтаж, дозировка писем и их фрагментов.

>

Присмотримся к тому, как выстраивает свою передачу В. Соколовская.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений