Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Среди целей обозрения – одна из самых важных: приобщение слушателя к возможно полной картине различных областей жизни. Стремление повлиять на его отношение к этим событиям, помочь формировать политические убеждения, взгляды, социальные устремления, культурные ценности, эстетические идеалы.

Для этого обозреватель должен быть знатоком в конкретной области деятельности, обладать определенным артистизмом, умением воздействовать на слушателя не только содержанием материала, своими убеждениями, пристрастиями, отношением к тому, о чем он говорит, что демонстрирует, но еще и живо, увлекательно «донести» этот разнообразный материал.

Временные рамки обозрения (день, неделя, месяц, квартал) дают журналисту, специалисту, приглашенному к микрофону, внимательно отслеживать, отбирать материал, подбирать звуковые иллюстрации, сравнивать, осмыслять текущие процессы.

Радиообозрение – собирательный, итоговый жанр. Программы обозрения, идущие в одно и то же время, создают динамику отражения важнейших событий действительности. Степень анализа в обозрении может быть разной. Минимальная – приближает его к обзору, в котором также могут присутствовать элементы анализа. Некоторые программы так и называются «Обзоры...», хотя на самом деле они близки к обозрениям.

Тема также оказывает свое воздействие на «внутреннюю жизнь» жанра: структуру, использование вспомогательных материалов, ролевое поведение автора.

Обозрения на политические, экономические, финансовые темы определяют характер работы с материалом, с учетом специфики отражения этих областей, социальной жизни журналистики. Они требуют хорошей ориентации в этих сферах жизни, знания основных тенденций и возможных вариантов развития в ближайшем будущем. Поэтому высока степень ответственности обозревателя за общую направленность мысли, идеологические акценты, итоговые оценки важнейших событий дня, недели.

Каждый жанр, и тем более отдельное произведение, в зависимости от своих задач, функционирования, конкретной темы, характера материала, особенностей общения с героями и со слушателями, личные творческие устремления – требует своей основной тональности. Вообще вектор тональностей разных жанров, как уже подчеркивалось, довольно широк: от строгой, официальной, до игривой, шутливой, иронической, саркастической... Комментарий, рецензия, беседа – жанры, требующие в основном серьезности, основательности изложения материала, отсюда вытекают характеристики речевого проявления. Хотя и здесь есть некоторый простор для поиска более живых, непринужденных форм общения с аудиторией.

>

Радиостанция «Радио России» вела цикл бесед о русском языке, правильном произношении слов, ударений и т.д. Эти беседы строились на новых принципах обращенности к слушателям. Игровые формы не новы на радио, но в жанре беседы они используются недавно. Передачу ведут два ведущих, чередование их голосов создает эффект непосредственного разговора. Они разыгрывают сценки, привлекающие внимание слушателей. Например: «Милый, вставай, я тебе уже гренки? разогрела!». «Что? Гре?нки? Я не сразу понял, что это такое!». «Нет, милый, гренки?». И затем идет объяснение, почему нужно делать ударение в этом слове на последнем слоге.

Радиообозрение предоставляет автору более широкий спектр тональности, особенно в областях рассмотрения образцов художественного творчества: музыки, театра, эстрады. Важны приемы подачи автором «иллюстративного» материала. Называем его так, потому что он привнесен автором в свой текст. На самом же деле он, как и факт в комментарии, беседе, как фрагменты произведений в рецензии – играет не только вспомогательную, «оживляющую» роль, но и несет серьезную идейно-творческую, смысловую, выразительную нагрузки.

Структурно радиообозрение очень подвижно. Объем, чередование, само включение, сочетание разных иллюстративных элементов подчинены замыслу автора, характеру материала.

И опять-таки, как и в рецензии, важны монтаж, качество звучания, техника «стыков» разных фрагментов.

К обозрениям на политические, экономические темы обращено особое внимание: от этих сфер многое зависит в жизни каждого человека. Эти обозрения включают в себя цитаты из прессы, ссылки на сообщение ведущих телекомпаний страны и за рубежом, обращение к другим мнениям, статистику, прогнозы экспертов, выступления крупных государственных деятелей, влиятельных чиновников. Не только сами события требуют осмысления, оценки, но и эти важные фрагменты, введенные в текст обозрения и играющие роль аргумента. По форме звучания – это монологические радиообозрения.

Музыкальные, театральные, литературные, спортивные обозрения с художественных выставок, фестивалей оперируют совсем другим материалом: сценками из спектаклей, фрагментами музыкальных записей, эпизодами из спортивных соревнований. В таком случае нужно обеспечить качественную запись, здесь не обойтись без радиорежиссера, звукорежиссера, так как качество звучания в значительной степени определяет качество всей передачи.

>

Радиообозрения кинофильмов, представленных на кинофестиваль «Киношок» в Анапе, которые вела А. Силикашвили, продолжались несколько дней. (Радиостанция «Радио России».) В каждое выступление входил анализ 4–5 фильмов. Объем времени (10 минут) диктовал условия развертывания материала. Кинокритик А. Силикашвили умело сочетала краткое описание содержания фильмов с оценками работы режиссера, актеров. В каждом случае в рамках одного обозрения она выделяла достоинства лент с разных сторон: с точки зрения сценария, воплощения идеи, художественных средств, мастерства исполнителей, отношения зрителей, поэтому автору удалось избежать однообразия. В целом они сообщали слушателям интересную информацию.

Радиообозрения «События недели», которые передает Ростовское радио, строятся по принципу отбора важности событий и одновременно по тематике документальных репортажей, интервью, комментариев, прошедших накануне в эфир. Такое обозрение позволяет подняться над фактами недели, осмыслить их более крупно, увидеть тенденции их развития. Давайте посмотрим, как расставляет оценочные акценты журналист в одном из таких обозрений.

Музыка.

Ведущий. Здравствуйте, наши уважаемые слушатели!

Естественно было бы начать передачу с события, к которому готовились больше года – это 250-летие Ростова-на-Дону, но напряженная до предела обстановка в стране и области диктует иной выбор. Сентябрь оказался слишком кровавым для россиян: ведь фактически взрывали не высотные дома, а людей в них живущих, и тревога, прокравшаяся в души, не уходит. Два траура на неделе – в понедельник и воскресенье, это слишком много. И все прекрасно понимают, что, несмотря на все усилия правоохранительных органов, Федеральной службы безопасности, бдительность каждого из нас, террористы могут проявить еще большее коварство. Чего только стоит волгодонский факт, перед которым были тщательно проверены подвалы и чердаки самого здания, а полтонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте подложили рядом – то ли в стоящий грузовик, то ли под крышу люка. Во всяком случае, образовавшаяся воронка диаметром в 15 метров и глубиной в 4 м – похожа на след крупного авиационного фугаса. От взрыва в округе пострадало 45 зданий, их будут восстанавливать. Потеря же 17 совершенно невинных людей, среди которых и дети, невосполнима.

Вот первые минуты пребывания на месте происшествия нашего корреспондента Карины Аганянц».

Сведения из экстренного выпуска.

В этом обозрении преобладают эмоциональные оценки с усиленной степенью описания «болевых точек» – этого требуют сами события. При оценке некоторых фактов доминирует авторский комментарий. Такое внимание было уделено транспортировке раненых из зоны боевых действий, положению в Волгодонске.

Ведущий. Что нас ждет дальше? Угрозы из Чечни продолжают поступать совершенно определенные. Как сказал в одном из центральных изданий чеченский полевой командир, пожелавший остаться неизвестным, террор против неверных объявлен и закончится лишь тогда, когда перестанут гибнуть от бомбежек федеральных войск женщины, старики и дети республики Ичкерия.

Если так, то о мирной жизни вообще придется забыть, ибо по разъяснению в четверг одного из руководителей Генерального штаба Министерства обороны, а затем на следующий день и Премьера, и впредь будут наноситься удары по скоплениям боевиков на чеченской территории. Вышеозначенное же условие бандитского главаря говорит о том, что при обстрелах возможны жертвы среди мирного населения. Значит, придется ставить знак равенства?

Глава Правительства России предложил на неделе на Совете Федерации закрыть территорию Чечни так называемой санитарной зоной. Но сколько же сил и средств уйдет на образование подобного фильтра?

Вот оценка событий, происходящих в Дагестане, самими участниками. Журналист Татьяна Межанова побывала в одной из тактических групп внутренних войск, где в Хасавьюртовском районе служат земляки из подразделений Новочеркасской дивизии. Командующий оперативной группировкой, генерал-лейтенант Евгений Абрашин.

Пленка.

И, наконец, очередь доходит до события, которое должно было бы быть главным на неделе – празднование юбилея Ростова.

Музыка.

Ведущий. Вот на таком фоне чрезвычайных событий сегодня Ростов-на-Дону празднует свои два с половиной столетия со дня рождения.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений