Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Илюхина. Это, по меньшей мере, странно, потому что за кого же нести ответственность, как не за своих детей. Нельзя передоверять воспитание даже квалифицированным педагогам, так как их главная функция – все-таки давать знания.

Раньше у нас был комсомол, была пионерская организация, были в детских садах октябрята. И человек чему-то воспитывался, а значит, к чему-то стремился. Сейчас этого ничего нет, поэтому автоматически у школы пропали эти воспитательные функции. Хотя по-прежнему осталась должность заместителя директора по воспитательной работе.

Коваленко. Появились и новые должности: психолога, который так или иначе должен заниматься воспитанием детей.

Илюхина. Психолог должен заниматься взаимоотношениями и в коллективе учителей. Но это все на бумаге. Я знаю случаи, когда психологом в школе стал учитель физики.

Заканчивается вступительная часть. В ней поставлены в общем виде вопросы, вынесенные на обсуждение: проблемы сочетания образования и воспитания в школе. Сразу отметим слабость текста ведущего О. Коваленко. Он путается в первых фразах (перечисляя специализированные школы), расшифровка его речи не дает возможности продемонстрировать это заикание. Из этого следует первый урок: ведущий должен быть готов не только вести общий разговор, но и иметь достаточно хорошее представление о теме, знать, о чем конкретно он будет говорить.

Коваленко. У нас есть звонок в студию. Алло, мы слушаем вас! Голос. Добрый день! Александр Аркадьевич Волковинский. Существуют три формы воспитания: родители, школа, двор и улица. Ну, еще детский сад – промежуточная.

Илюхина. Александр Аркадьевич, какое же, на ваш взгляд, самое эффективное воспитание?

Волковинский. Не надо родителям мудрить. Говорит пословица так: «Ребенка воспитывай, пока он лежит поперек в люльке». И, прежде всего, конечно, воспитывают детей родители. Я двоих воспитал, и, слава богу, и две внучки есть.

Конечно, школа должна давать знания, и это ведущий процесс, но и заниматься no-возможности воспитанием. Но иногда больше воспитывают улица и двор, о которых забыли, к сожалению (а я занимаюсь вопросами клубов подростков по месту жительства и знаю эту проблему). Но в первую очередь считал и считаю: дорогие родители! Не мудрствуйте лукаво! Родили детей – воспитывайте! И на здоровьичко. И не требуйте больше ни с кого. Вы в ответе за своих детей и своих внуков.

Илюхина. Александр Аркадьевич, все-таки школа должна больше знаний по-вашему давать?

Волковинский. Нет, школа не должна все-таки забывать о воспитании. У нас в 47-й школе, где я учился, были кружки и бального танца, были и другие, начиная с 7-го класса.

А мое детство прошло: пять лет во дворце пионеров. Большое спасибо этому учреждению. Это было в 1947–1952 гг. И в комсомоле 16 лет. Все эти формы давали соответствующее воспитание.

Коваленко. Александр Аркадьевич, вы знаете, что сейчас досугу молодежи отводится не очень много внимания. Огромное количество кружков просто исчезло. Дай бог, что до сих пор функционирует дворец пионеров, сейчас называется он по-другому: дворец детей творчества, да?

Илюхина. Дом творчества детей и молодежи.

Волковинский. Он работает только благодаря энтузиазму его директора, а то бы давно исчез в коммерческих структурах.

Коваленко. Я с вами согласен. Большое спасибо за участие в нашей программе! Вот, кстати, Александр Аркадьевич затронул тему улицы. Я напомню такую народную мудрость: улица – лучший воспитатель, но к улице всегда у большинства родителей негативное отношение. Всегда слова «уличный мальчишка» носят отрицательную оценку, а вот мальчик или девочка, воспитанные дома, – это уже намного лучше. С этим можно поспорить.

Иванова. От улицы никуда не денешься. Я согласна с нашим радиослушателем, что семья закладывает основу воспитания, дело в том, что семьи бывают разные. И у нас не всякая семья может действительно дать правильное воспитание. И вот в каких случаях, кто должен прийти на помощь? Если все-таки в семье заложен правильный первоначальный фундамент, улица, на мой взгляд, не окажет уже решающего влияния.

Звонок радиослушателя ставит проблему более конкретно. Хорошо, что журналисты, подключая его к разговору, вступают с ним в беседу. (Отметим очередную оплошность Коваленко: он не знает, как правильно называется Дом творчества детей и молодежи, и ему приходит на помощь вторая ведущая.) Отметим попутно, очевидно преимущество работы у микрофона двух ведущих в таких сложных программах. Они подстраховывают друг друга, чередуют свои вопросы, давая возможность коллеге услышать разговор как бы со стороны. Мнение слушателя дает пищу для развития темы.

Илюхина. У нас звонок, очередное мнение. Здравствуйте!

Голос. Добрый день! Клавдия Ивановна.

Илюхина. Очень приятно, здравствуйте!

Голос. Этот вопрос нельзя ставить «или – или». Потому что возьмите семью: чтобы воспитать культурного ребенка, человека-гражданина, нужно самим родителям иметь запас интеллектуальных знаний, но не все семьи этим обладают. Поэтому лучше, на мой взгляд, и я убеждена в этом, в школе хотя бы один час посвящать уроку этики и культуры. Волей-неволей наши дети слушали бы, и у них были бы взгляды на окружающее, основанные на образцах высокого искусства. А то ведь в разных семьях по-разному родители могут учить детей, да еще неизвестно и чему некоторые из них учат своих чад. И таким образом детям прививались бы хотя бы элементарные навыки культуры. Так что нельзя противопоставлять семью и школу. А хорошо бы еще к воспитанию детей в классе и дома добавить продуманную организацию проведения свободного времени на улице.

Отметим, что проблема, вынесенная на обсуждение, огромна и сложна. И чувствуется отступление от главной заявленной темы: сочетание образования и воспитания. Ничего не говорится особенного о проблемах образования: чему и как учить, как сочетать образование и воспитание на самом уроке. Ведущие должны были бы оговорить этот поворот. Дискуссия требует очень точного очерчивания предмета полемики.

Ход обсуждения демонстрирует некоторую зависимость мнений последующих выступающих от предыдущих. Это естественно: в памяти остается последняя информация. И здесь ведущий должен более четко соединять разные мнения в паузах. Или же говорить: у нас нет времени всесторонне обсудить некоторые аспекты проблемы. Предоставим возможность высказать свое мнение самим слушателям.

Программа заканчивается приглашением к продолжению разговора.

В процессе дискуссии, как обычно, обсуждаются сложные проблемы, хорошо известные аудитории. Их задача – активизировать общественное мнение, дать новые знания, новые подходы в трудном движении к истине. Поэтому вполне правомерно оставлять дискуссию открытой: теперь она может продолжаться в трудовом коллективе, в семье, в кругу друзей. Практика показывает, как острые проблемы, обсуждаемые на страницах газет, в программах радио и телевидения становится «трамплином» для дискуссий читателей, слушателей, зрителей.

Дискуссия располагает большими возможностями для привлечения внимания слушателя, для вовлечения их в процесс осмысления актуальных проблем, обогащенных новыми данными, авторитетными мнениями. Звонки в студию не только приближают это обсуждение к аудитории, но и делают ее активных заинтересованных представителей прямыми участниками беседы. В таком случае повышается доверие к журналистам. Слушатель становится своим человеком в эфире. Соглашаясь с каким-то мнением или не принимая его, он персонифицирует себя не с официальным лицом, радиожурналистом, а с «человеком с улицы», с таким же, как он сам. Прослушивание разных мнений значительно расширяет тональность звучания передачи. (В приведенном примере выступающий, позвонивший в студию первым, старается быть убедительным, он говорит несколько в замедленном темпе. Учитель в этой дискуссии говорит профессионально поставленным голосом, речь пенсионерки предельно эмоциональна.) Каждый голос несет свою индивидуальную окраску, передает внутреннее переживание. Доводы, примеры, рассуждения участников дискуссии окрашены собственной манерой говорения, в одном случае они усиливают содержание, в другом – проявляют слабые стороны изложения своих мыслей.

В целом дискуссия содержит немалые резервы для эффективного воздействия на аудиторию. Думается, что у этого жанра перспективное будущее в прямом эфире.

Другой формой диалоговой беседы является «круглый стол». Его задача, так же как и в дискуссии, обсуждение важной проблемы, представляющий общественный интерес. Как правило, участники «круглого стола» – представители различных организаций, эксперты, специалисты. Обсуждение за «круглым столом» предполагает равенство всех участников беседы. Они являются носителями разных точек зрения. И задача подобной беседы: более широкое, всестороннее раскрытие вопроса, его анализ, комментирование.

Здесь возможны столкновение мнений, полемика. Форма «круглого стола» шире понятия дискуссии. Она может вбирать в себя дискуссию. В дискуссии обычно полемизируют представители одного рода деятельности, профессии, политики, работники культуры, науки. За «круглым столом» могут встречаться люди разных сфер деятельности. Проблема как бы поворачивается разными сторонами. Радиодискуссия имеет тенденцию идти в глубь исследования проблемы. Обсуждение за «круглым столом» одновременно и вширь. Каждый из участников обсуждения за «круглым столом» вносит свое видение вопроса, свои аргументы. Благодаря этому обсуждение становится панорамным. Радиодискуссия чем-то напоминает диалогический комментарий, который ведут два человека или несколько.

«Круглый стол» также в значительной степени отвечает природе телевидения. Там он чаще и используется. Прибегают к этой форме и газеты. На радио «круглый стол», как и радиодискуссия, связан с проблемой узнавания голоса. Дискуссию можно провести, как говорится, в прямом эфире, используя звонки в студию. «Круглый стол» предполагает присутствие всех его участников непосредственно у микрофона.

Роль ведущего «круглого стола» требует особого умения слушать своих собеседников, быстро реагировать на все непредвиденные ситуации, ставить завершающую точку в сложном разговоре, подвести итог.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Что характерно для жанра «дискуссия»?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений