Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

>

Поводом для разговора послужило письмо в редакцию телерадиокомпании «Дон-ТР», в котором слушатель спрашивал: куда исчезли из Ростова воробьи, которых совсем недавно было очень много на деревьях, растущих на центральной улице. Вопрос, казалось бы, локальный и не требовал серьезного разговора. Журналист пригласил к микрофону в экологическую программу специалиста – орнитолога В. Нумеранского.

Вот как начинается рассказ:

Нумеранский. Раньше в 60-е годы город был в основном одноэтажный, сейчас он многоэтажный, поэтому воробьи переселились на окраины, в сельскую местность, на дачи, тем не менее, количество воробьев уменьшилось и по другой причине, и не только воробьев, но и других птиц. Во-первых, им здесь стало хуже с питанием. Во-вторых, мы так изменили среду, что многие птицы ее не выносят: выхлопные газы автомашин, выбросы заводов, на почве ядохимикаты. Вот еще один показатель. В послевоенном Ростове было много небольших птиц-хищников пустельги, кобчиков. Сейчас в городе и в области их нет. Почему? Потому что в 60–70-е годы такая ситуация сложилась не только в Ростове и в России, а и во всей Европе.

В результате у птиц становится тонкая оболочка яиц, она при насиживании не выдерживает и лопается.

Корреспондент. Виктор Аркадьевич, кто-то сейчас слушает нашу передачу и скептически улыбается, столько проблем вокруг, столько нужд у людей – нашли о чем говорить: о воробьях. Почему это важно? Как этот дисбаланс в природе сказывается на жизни человека в конечном итоге?

Очень хороший поворот темы: от частной проблемы – к более общей. Но вопрос – затянут. Вторую его часть (она выделена) можно было бы опустить.

Нумеранский. Природа есть показатель благополучия нашей жизни. Если это сказывается на воробьях и других птицах, то это, несомненно, отразится и на человеке. Об этом медики лучше скажут. Природа по-своему приспосабливается, одни виды живых существ исчезают, другие размножаются. Возьмите последнюю ситуацию: массовое размножение грызунов, массовое размножение саранчи, массовое размножение черепашки. Можно посчитать, сколько в области получили зерна. 10 лет назад не добирали треть – это данные Министерства сельского хозяйства СССР. Сейчас мы не добираем 40–45%.

Наши поля еще не избавились от тех ядохимикатов, которые были использованы у нас в 70–80-е годы. Если сейчас увеличить количество ядохимикатов – птиц станет меньше, а яды скажутся на здоровье населения.

Корреспондент. Трудно не согласиться с такой постановкой вопроса Виктором Аркадьевичем Нумеранским. Но мы не птицы – улететь не можем. Поэтому должны будем найти иной способ отреагировать на это предупреждение природы человеку.

Звучит пение птиц.

В. Нумеранский не уходит в общие рассуждения, он поднимает важную проблему и рассматривает ее конкретно: с цифрами, фактами, ссылаясь на авторитетный источник.

Обратите внимание, как краток его текст, как точны фразы. И какое впечатление производят цифры и противоречие самой проблемы: результаты безответственной деятельности человека на земле.

Газетный текст сам по себе становится документом. На радио бывает необходимо сослаться на источник информации. Это всегда звучит убедительно. Орнитолог приводит аргументы, понятные всем, а главное, касающиеся каждого человека.

Ролевое поведение журналиста определяется еще и тем, на что нацеливает он разговор: хочет ли он поставить проблему, обсудить ее или исследовать. Это проявляется в той заявке, с которой начинает свою передачу автор.

Некомпетентность журналиста в интервью может проявиться в каких-то деталях, где он не может быть специалистом. Это лучше сразу оговорить, предоставляя слово своему собеседнику.

Особенности появления аналитической публицистики в интервью определяются спецификой самого жанра – оперированием только вопросами и ответами, текстом, рождающимся здесь, сейчас. Определяются они и взаимодействием двух речевых потоков и свойствами импровизации.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Чем отличаются информационные и аналитические интервью?

2.        Что должны предполагать вопросы, нацеленные на рассмотрение проблемы?

3.        Запишите аналитическое интервью с эфира. Проанализируйте характер вопросов, их функции. Найдите элементы анализа в вопросах и ответах. Проследите за логикой человека, выступающего у микрофона. Какова его аргументация? Достаточно ли она убедительна? Выделите аргументы. Как они работают на доказательство мысли интервьюируемого для раскрытия его позиции, его видения проблемы (факты, аналогии, отбор примеров, сравнения и т.д.)?

4.        Выберите темы проблемных интервью. Разработайте вопросы для раскрытия проблемы.

в начало

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАДИОКОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

В истории взглядов на тот или иной жанр, в становлении теории жанров корреспонденция занимает особое место из-за причин расхождения исследователей в подходах к ней. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, широким толкованием самого термина, во-вторых, динамикой развития, зависящей от политических обстоятельств, в-третьих, некоторыми различиями функционирования корреспонденции в разных средствах массовой коммуникации. Так, в старом учебнике по радиожурналистике (М., 1984 г.), корреспонденция отнесена к группе информационных жанров[1]. В теории печати – к аналитическим, причем там рассматриваются ее разновидности: «информационная» и собственно «аналитическая», что естественно вызывало вопросы[2].

Корреспонденция в теории советской печати трактовалась как жанр, призванный пропагандировать передовой опыт, рассказывать о достижениях социализма, вскрывать и критиковать недостатки, конкретные негативные явления. Такие задачи предопределили и предмет корреспонденции: локальные по месту и времени ситуации, рассказ о жизни трудового коллектива (завод, цех, колхоз, лаборатория и т.д.). Главные вопросы, на которые должна ответить корреспонденция: «Почему?», «Каким образом?». Журналист выяснял обычно причины тех или иных результатов деятельности.

Если в статье доказывается одна какая-то мысль, факты и аргументы, приводимые в ней, берутся из любой сферы (время, место), лишь бы они убедили читателя, то в корреспонденции совсем другой масштаб оперирования материалом, он ограничен временем, пространством, рамками определенных событий. Отсюда и метод работы: изучение обстоятельств (знакомство с документами, беседы с людьми, собственные наблюдения, ретроспективное исследование хода того или иного события).

Основу учебника по радиожурналистике (М., 1984) составили материалы Всесоюзного радио, где корреспонденция обычно сообщала подробности событий и носила информационный характер[3].

Корреспонденция – самый «рабочий» жанр местной печати, теле- и радиовещания. Это опять-таки обусловлено ее задачами, призванными изучать и обобщать конкретный опыт.

Радиокорреспонденция, как репортаж, интервью, может быть и информационной, и аналитической, смотря какие задачи ставит перед собой журналист. Информационная корреспонденция добавляет детали, второстепенные обстоятельства к расширенному радиосообщению. В ней также могут присутствовать прямые оценки, но преобладает информация – сообщение фактов. В аналитической корреспонденции эти акценты сдвинуты. Факты играют вспомогательную роль, они важны не сами по себе, как в информационном сообщении или информационной корреспонденции. Они, подводя журналиста к анализу, «работают» на раскрытие внутренних связей, на исследование конкретной ситуации. В этом случае радиокорреспонденцию многое роднит с аналитической газетной корреспонденцией, но ее особенности обусловлены спецификой радиокоммуникации. Рассмотрим эти особенности подробнее.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений