Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

2.        Определите функции ведущего в проведении этой формы публичного обсуждения.

3.        Кто приглашается к микрофону для участия в диалоге? Чем определяется их выбор?

4.        Назовите трудности проведения дискуссии на радио. Какова роль ведущего в их преодолении и избежании акустических «накладок» во время разговора?

5.        Когда возникает необходимость оценок самого журналиста в процессе обсуждения поставленных вопросов?

6.        Запишите дискуссию с эфира. Рассмотрите, как она композиционно выстроена. Какие средства использовали участники разговора для усиления своих наблюдений, доводов, мыслей (логические, образные, эмоциональные)? Обратите внимание на текст ведущего в начале передачи и в конце. Как он представляет участников беседы, как ставит тему, подводит итоги. Вытекают ли они органично из хода дискуссии?

в начало

РАДИОРЕЧЬ

Жанр «радиоречь» наряду с названиями некоторых других жанров на радио («письмо», «корреспонденция») требует специального пояснения из-за того, что его нередко обозначали термином «публицистическое выступление у микрофона», «радиослово», «радиообращение», имея в виду форму общения с аудиторией. Но любая работа в студии (диктора, журналиста, ведущего программу, гостя) – всегда выступление у микрофона. Любое вербальное действие в студии – это радиоречь, или речь на радио. Под жанром же «радиоречь» обычно понимается публичное ораторское выступление политического лидера, крупного общественного деятеля, писателя.

Радио в нашей стране с первых лет своего существования советским государством использовалось в первую очередь как средство агитации и пропаганды, идеологического воспитания масс. Задачи «митинга миллионов», как называл радио В.И. Ленин, виделись в широком использовании радиовещания как эфирного средства политического воздействия на аудиторию. Само слово «вещание» подразумевает «государственный голос», звучащий «свыше». «Вещать» – значит «ведать», «знать», говорить высоким тоном, несущим не только весть, но и знание, которым обладает только говорящий. Поэтому с конца 20-х – начала 30-х годов на радио часто звучали речи, обращения видных деятелей партии, правительства под рубриками «Доклад правительства», «Час наркома». К микрофону приглашались также известные писатели, ученые, деятели искусств.

История радиовещания хранит прекрасные образцы писательской публицистики. Радиоречи В. Вишневского, О. Берггольц, Я. Галана – яркие страницы гражданского пафоса, воплощенного в живом радиослове. «Писатели у микрофона» – одна из самых долгоживущих передач на советском радио. Эта настоящая трибуна ораторской радиопублицистики, на которую «поднимались» многие известные писатели.

В последние годы жанр радиоречи встречается в эфире не так часто: сказывается доминанта диалоговых, разговорных форм в работе со слушателями.

Во время трансляции Съезда народных депутатов СССР, РСФСР, заседаний Госдумы в эфире звучали выступления с трибуны многих публичных деятелей нашего времени: Г. Явлинского, М. Ульянова, Р. Быкова, Ю. Черниченко.

Радиоречь – жанр, вбирающий в себя все возможности аналитической публицистики, дающий автору широчайший простор для выражения своей позиции, убеждений, точки зрения на мир и актуальные события современности. Одновременно он открывает простор для эмоционального проявления личности.

Большую роль в этом жанре играют художественные средства речи. Приведем несколько высказываний древних философов и ораторов о риторике. Платон давал такое определение ораторской речи: «Риторика – есть художник убеждения при помощи слов, сила воздействия которого в самих словах». Аристотель говорил: «Риторика – это искусство слова»[7]. Цицерон придавал особое значение красноречию риторики. Из этих определений и оценок следует, какое внимание уделялось в древности искусству построения речи, искусству использования всего арсенала устной публицистики для яркости, выразительности речи, которые направлены на ее убедительность.

Но не следует забывать, что слово «риторика» имеет и второе значение: «напыщенная, красивая, но малосодержательная речь»[8]. Это предупреждение тем, кто, увлекаясь формальной стороной построения речи, использования ее выразительных фигур, больше думает о внешних эффектах, забывая о том, что главное в этой форме звучащей публицистики – искренность, убежденность, пафос, передающий эмоциональное состояние говорящего.

Очень важен процесс общения со слушателями, направленность речи на определенную аудиторию. Большое значение имеет знание этой аудитории, представление ее интересов.

>

Рассмотрим, как писатель А. Гайдар, опираясь на знание аудитории, к которой он обращается, выбирает средства, которые способствуют пониманию детской аудиторией важности и необходимости соучастия ребят в конкретных делах в тяжелое для страны время. Это выступление прозвучало по радио 30 августа 1941 г., накануне начала учебного года[9].

«Ребята!

Беспрестанно гудят паровозы. Уходят длинные эшелоны. Это ваши отцы, братья, родные, знакомые идут на фронт – туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой, равного которому еще на свете не было.

По ночам, отражая нападения вражеских самолетов на наши города и села, ослепительно вспыхивают огни прожекторов и грозно грохочут орудия наших зенитчиков.

Утром вы слышите слова военной команды, мерный топот. Это мимо окон вашей школы проходят батальоны народного ополчения.

Но так же, как всегда, ни днем, ни часом позже, первого сентября вы начинаете свою школьную учебу.

В добрый путь!

Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, спокоен и мужественен.

В этом году вы должны будете не только хорошо учиться, не только крепить дисциплину – это основа победы в тылу и на фронте – вы должны будете много работать, помогать старшим дома, во дворе, на заводе, в поле – повсюду и всем, чем можете.

Грош цена тому пылкому стратегу, который, стоя и тыкая пальцем в карту, азартно и складно предрекает врагу погибель, взмахом руки окружает и уничтожает полки и дивизии, а сам боится натереть мозоль на своей ладони, принести ведро воды, помыть пол или выкопать из грядки мешок картошки.

Позор и тому «герою», который мечтает, вскочив на коня, ринуться в гущу боя, изрубить шашкой десяток-другой танков, а сам боком-боком, трусливо норовит отлынить, свалить на плечи товарищей всю черную и непарадную работу. Таких болтунов окружайте дружным, холодным презрением.

В славе у нас всюду те честные, скромные ребята-труженики, пионеры-тимуровцы, которые по примеру своих отцов и старших братьев будут упорно учиться, работать, терпеливо постигать сложное военное дело, помогать семьям бойцов и заботиться о наших героях-раненых.

Это много? Да! Это не мало. Но для победы нужны немалые усилия.

Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала.

Пришло время и вам – не словами, а делом – показать, как вы ее цените, бережете и любите».

Все выступление Гайдара пронизывает главная мысль: время изменилось, оно потребует большого напряжения духовных и физических сил и от самых маленьких граждан страны. А это не только учеба, как было прежде, но и реальная помощь взрослым во всех делах, которые по силам ребятам. И писатель настраивает школьников на преодоление трудностей, на реальные дела и заботы, что психологически очень важно.

Впервые звучат слова о дисциплине (основе «победы в тылу и на фронте»). А. Гайдар начинает речь с прямого обращения («Ребята!») и коротких описаний, рисующих картины, вошедшие в жизнь людей с началом войны. А заканчивает ее разъяснением того, что потребуется юным гражданам страны для того, чтобы доказать свою любовь в Родине не на словах, а на деле.

Обратите внимание на то, как умело использует автор психологию ребят, знание их настроения – ведь, конечно же, среди них преобладало шапкозакидательское отношение к врагу, воспитанное предвоенной пропагандой и отвечающее их возрасту. Гайдар показывает таких «героев» в возможном проявлении этой эмоциональной, пустой, показной возбужденности. Он говорит, как нужно относиться к таким «фанфаронам» (кто «сам боится натереть мозоль на своей ладони»): окружить их «дружным и холодным презрением». Используя противопоставление, писатель приводит в пример тех, кто хочет и умеет помогать взрослым.

Речь очень проста по конструкции, доступна и понятна каждому ребенку. Писатель говорит со слушателями на их языке. Но он все-таки для усиления психологического воздействия использует простейшие и самые распространенные приемы ораторской речи. Все выступление можно условно разбить на три фрагмента. Они начинаются словами: «Ребята!», «В добрый путь!», «Это много? Да! Это не мало». Их краткость ведет за собой развертывание следующих один за другой картин, которые нарастают в своем динамичном звучании, наполняются фактами, отношением автора и интонационно развиваются (интонации автора легко угадываются в стилистике текста).

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений