Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

И вторая часть беседы В. Ушканова с Г. Сатаровым показывает, как и почему это бывает и какова роль журналиста, регулирующего процесс разговора. Г. Сатаров, отвечая на вопрос, чем конкретно занимается движение, к которому принадлежит сам политолог, рассказывает о тех системных поправках к Конституции, которые разработали активисты движения. И здесь он начинает перечислять, комментировать эти изменения. Беседа грозила «раствориться» в сложной проблеме, обращенной в основном к специалистам. И В. Ушканов, как опытный ведущий, почувствовал это и сразу переводит обсуждение в плоскость, которая была бы ближе простым слушателям.

Журналист. Я вам сейчас задам смешной вопрос (усмехается).

Сатаров. Давайте.

Журналист. Вот сейчас нас слушают: Георгий Сатаров предлагает поправки к Конституции. Сидят слушатели и думают: для чего все эти поправки. Может, для того, чтобы проще было существовать разным ветвям власти, чтобы легче жилось власти. А простому человек какая от этого разница?

Сатаров. Я сейчас могу обратиться к тем, кто симпатизировал и симпатизирует, скажем, Евгению Максимовичу Примакову. Если бы сейчас действовала наша редакция Конституции, то он по-прежнему был бы премьером, и не было бы всех этих потрясений, связанных с переменой власти. Хорошо это или плохо, пусть уже судят сами люди.

Теперь, что такое нестабильное правительство? Это значит, что чиновники постоянно сидят, как на чемоданах, они не могут строить долговременных планов, связанных с интересами страны, а значит, с интересами каждого из нас. Они думают только о своем самосохранении или как за короткий срок своего правления урвать побольше. Нужно это тому самому простому человеку, нашему избирателю или не нужно?

Дальше. Что такое безответственные министры? Это одновременно и вице-министры, которым они подчинены. Министр одновременно подчиняется своему начальнику и отвечает за свое министерство. И он в таком случае не отвечает за дело, а он должен полностью отвечать за работу своего министерства.

Эта чехарда с двуначалием также сказывается в конечном результате и на нас всех: в тех решениях, в тех делах, от которых зависит работа экономики в первую очередь. А вот эти лишние связи мы и хотим убрать в наших поправках к Конституции.

Как работают наши «временные» министерства? У нас раньше было так в Советском Союзе – есть Министерство сельского хозяйства. Оно должно было думать обо всем, о сеялках, о винтиках и так далее, и так далее. Все эти времена закончились. Те, кто занимается сельским хозяйством, должны думать о том, что будет с нашим сельским хозяйством через десять лет и как помочь тем, кто конкретно занимается сельхозпроизводством – артели, фермеры, кооперативы. Они производят хлеб и другую продукцию. А ваша задача: подумать за них о том, что будет со страной, какая стратегическая политика будет проводиться в работе на земле, а что будет на международных рынках, и будут ли наши крестьяне там продавать свою продукцию. А что будет на внутреннем рынке? Как им помочь? Об этом надо сидеть и думать. Это главная задача современных органов управления. А наши работники министерств работают по-старому, еще довоенными методами.

Отметим оплошность ведущего: использование неудачного выражения («смешной вопрос»). Заданный им вопрос как раз главный вопрос: ориентация на широкую аудиторию. Это можно объяснить только тем, что он привык вращаться в сфере крупных политиков, экспертов, беседующих на сложные темы. Объяснить такой терминологический поворот можно только попыткой «сбить» Сатарова со своего «конька» необычной формой. И Сатаров подхватывает эту «палочку» и умело переводит разговор в нужное русло.

Технические условия и заинтересованность редакции в более тесных формах общения значительно расширили возможность прямого воздействия на аудиторию. Беседа, идущая в прямом эфире, может включать в себя звонки слушателей. В таком случае ее структура претерпевает некоторые изменения. Она задумывается, планируется и готовится с учетом живого общения в эфире, когда многое из того, что предполагают авторы, проявляется непосредственно в вопросах слушателей и нужно быть готовым к варьированию основой темы, более острому повороту в развитии сюжета.

Речевое поведение журналиста в студии во время контакта со слушателями требует большой мобильности, мгновенной реакции, такта, чутья. Кроме того, сама проблема беседы, содержание вопросов слушателей предполагают корректировку ответов, изменение тональности разговора в ходе поступления новой информации.

Образцом такой интерактивной беседы может служить авторская программа А. Бовина «Мир за неделю» (радиостанция «Радио России»).

Роль журналиста в беседе многообразна. Он может выполнять роль стимулятора разговора, его дирижера, но всегда – слушателя, подбадривающего человека, приглашенного в студию. Журналист должен помнить об аудитории не вообще, а настраиваться на ту ее группу, к которой адресована передача. Фактор проявления личности в эфире, его различные формы, зависящие от тематики, от понимания своей роли – немаловажные детали и в подготовке беседы, и в ее проведении.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Каковы функции журналиста в беседе?

2.        В какой форме проявляется позиция журналиста во время ведения диалога?

3.        В чем состоит подготовка журналиста к беседе?

4.        Каких профессиональных качеств от журналиста требует диалог в эфире?

5.        В записанной с эфира беседе проанализируйте вопросы журналиста. Определите, какие из них были подготовлены заранее, какие возникли в ходе разговора?

6.        Запишите беседу. Расшифруйте текст. Внимательно изучите вопросы и мнение журналиста, и ответы собеседника. Какие вопросы хотелось бы вам задать дополнительно (недостаточно освещенные, вытекающие из хода разговора, но упущенные журналистом).

в начало

РАДИОКОММЕНТАРИЙ

В ряду жанров современной аналитики важное место занимает комментарий. Многоцелевые задачи всестороннего отражения действительности средствами журналистики определяют все формы и методы работы в этой области творчества: изложение фактов, литературное описание, интервьюирование, комментирование.

Комментарий существует в разных формах как оценочный, интерпретирующий элемент в структуре других жанров (интервью, беседе, репортаже, очерке, обзоре, корреспонденции), как элемент взаимодействия жанров. Информационное сообщение, репортаж, дискуссия могут сопровождаться кратким комментарием, определяющим, меняющим угол зрения на изложенные факты, события, полемику. В радиопрограмме элементы комментирования присутствуют в аннотациях ведущего, связывающие разные фрагменты выпуска, в его выводах, попутных репликах.

Как самостоятельный жанр комментарий призван к оценке важных общественных фактов, событий, их разъяснению, истолкованию компетентным лицом, журналистом, экспертом, специалистом в той или иной области деятельности.

Цель комментария – прояснить значение факта, события, выявить их причину, связь с другими фактами, их возможные последствия и тем самым повлиять на отношение к ним аудитории. Предметом комментария являются факты, события, явления, ситуации в их взаимосвязи, интерпретированные журналистом, политиком, экономистом, юристом и т.д. Содержание комментария составляют последовательно изложенное мнение, объяснение сути происходящего. Мысль автора и факты, которыми он оперирует, находятся в тесной взаимосвязи. Описание ситуаций здесь не иллюстрация, как в рецензии (в ней они могут избираться произвольно, быть заменены), а действующий публицистический материал, его документальная основа. Сама мысль оценки, убеждения, истолкования составляют не только цементирующее начало, ядро комментария, но одновременно и его содержание.

В выпуске новостей отбор и монтаж фактов (верстка программы) подчинены концепции этой программы, которая строится на принципах актуальности, значимости новостей, попадающих в поле внимания репортеров, корреспондентов и редакторов, идеологическим установкам радиоорганизации.

В радиокомментарии автор жестко привязан к конкретной группе фактов. Его в значительной степени интересуют подробности, детали, позволяющие лучше увидеть, понять, оценить и объяснить происходящее событие. Отбор фактов подчинен выявлению его внутренних причин, логике их осмысления. Логика изложения – важный убеждающий инструмент комментария. Комментарий в определенной степени близок к беседе. Но в этом жанре мысль автора опять-таки не связана жестко временем, характером, местом происхождения фактов, ситуаций. Факты там играют подсобную роль. Это «панорамный» жанр. Комментарий в этом смысле – жанр «линейный».

Задачи анализа внутренне предопределяют наличие авторской позиции. Факт оценивается именно этим человеком, именно в этой программе, в этом радиоканале. Мнения комментаторов на одно и то же событие могут не совпадать. С одной стороны, жанр требует

большей или меньшей объективности. С другой – комментатор выражает определенную систему отношений к действительности, представляет точку зрения политической группы, социального слоя общества. Совмещение этих двух базовых принципов зависит от конкретных условий, важности, политической окрашенности события, его значения в жизни людей, от компетентности комментатора, его ангажированности, зависимости от властных и финансовых структур. Политическая окрашенность, идеологическая заданность комментария особенно ярко проявляются в рассмотрении сложных международных тем, затрагивающих интересы различных государств.

Комментарий всегда ориентирован на аудиторию. Это выражается, прежде всего, в том, что в центр обсуждения выносится факт или событие, уже хорошо известное слушателям. Автору важно постоянно помнить о доступности, понятности излагаемого им материала.

Комментирование – это процесс отслеживания динамики событий. В фокусе внимания комментатора попадают события двух видов: «одноразовые», кратковременные и протекающие, длящиеся во времени. Они постоянно развиваются, приобретают новые подробности, новое качество. Их интерпретация в каждом комментарии обогащается свежими фактами, поворотами, изменением их характера. Слушатели также следят за развитием важнейших событий и комментариями к ним, так как нередко эти события затрагивают их жизненные интересы. В таком случае комментарий есть диалог с продолжением. Задачи комментирования требуют от автора компетентности, специализации, внимательного анализа работы средств массовой коммуникации.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений