Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

В тексте В. Пескова достаточно много интересных и очень метких сравнений: «От этого качка, как на сейнере в шторм»; «А слоны на стоянке проходят маленький техосмотр – одному подтягивают подпругу, другому из ступни выковыривают застрявший, как в резине, камешек» и др.

Для создания публицистического текста, где важна функция воздействия, подобные речевые формы являются сигналами для читателя. Особую значимость в плане выделения имеют фигуры выделения.

Фигуры выделения

Это фигуры, основанные на сопоставлении слов во фразе. Чаще всего они представляют собой разного вида повторы.

Анафора – повторение в начале предложения одного и того же слова или группы слов. Например: «Но самое главное, на мой взгляд, атмосфера. Ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувствовать, в ней надо было купаться».

Эпимона – повтор грамматических форм слова. Например, в очерке В. Пескова: «Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят – дорога ложка к обеду».

Повторяться могут слова, стоящие рядом друг с другом в начале, середине или конце высказывания. Повтор одного и того же слова усиливает его значение, подчеркивает важность определенного момента повествования. Можно выделить следующие разновидности повторов: лексический и семантический.

Лексический повтор – повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внимание на смысл, заключенный в названии. Семантический повтор – употребление в тексте слов, близких по смыслу.

Например, в очерке В. Пескова в любом отрывке текста можно обнаружить слова одного семантического поля, что объясняется желанием подробно раскрыть тему. Так, отрывок, посвященный ловле слонов, содержит в себе слова, описывающие это событие: «Ловят их так. Примечают тропу, по которой слоны ходят либо на водопой и купанье, либо в любимые им банановые кущи. Охотники строят поблизости из толстых бревен загон. В поимке лесных собратьев непременно участвуют и ручные слоны».

Фигуры синтаксиса

Инверсия – перестановка слов, позволяющая акцентировать внимание на определенном слове предложения или придать высказыванию особую стилистическую окраску. Например: «В натуре же это из стали кованный инструмент принуждения»; «Дорога в гору укачать как следует путников не успевает». Примеров инверсии в данном очерке В. Пескова очень много, как и в других его текстах. Это, во-первых, придает индивидуальность его журналистскому почерку, во-вторых, опять же позволяет придать спокойный, близкий к устному рассказу, характер повествованию.

Антитеза – фигура, состоящая в противопоставлении или сопоставлении контрастных понятий. Очень интересная, богатая в плане выразительности фигура.

Амплификация – фигура, состоящая в накоплении синонимов. В «Слоновой пристани в Амбере» к амплификации можно отнести следующий пример: «А через шесть месяцев в руках человека уже совершенно покорный, послушный и кроткий зверь».

Применение синонимов помогает усилить главный смысл, а также отразить основную мысль разнообразно и всесторонне.

Фигуры речемыслительные

Данный тип риторических фигур определяется ходом мысли и больше характерен для устной речи, особенно диалогов, когда фигуры появляются в речи в ответе на реплики оппонентов.

Перифраза – «выражение, являющееся описательной, распространенной передачей выражения или слова»: царь зверей вместо лев.

Удачно пользуется данной фигурой В. Песков. В анализируемом очерке для названия слонов он использует такие описательные обороты: серая гора, серые дирижабли, живой механизм, великан-невольник. Использование перифразы помогает избежать тавтологии, разнообразить выражение одной и той же мысли.

Такое средство, как ирония, нередко встречается в публицистических текстах, выступая в роли авторской оценки. Например, «Многие босоногие бизнесмены знают, что пленка имеет обыкновение кончаться и трусят рядом».

Уподобление – развернутое сравнение одного факта действительности с другим, несущее дополнительную информацию и помогающее раскрыть мысль автора. Например, у В. Пескова примером уподобления можно посчитать аналогию автора слоновой дороги с театром.

Фигуры, выражающие эмоции

Подобные фигуры усиливают не только выразительность, но и логический смысл речи.

Риторический вопрос – фигура, состоящая в придании высказыванию вопросительной формы, которая не требует прямого ответа. Предоставляется возможность каждому читателю «домыслить», что произойдет, или что хотел сказать автор.

Риторическое ответствование – фигура, состоящая в том, что автор задает себе вопросы, а затем сам же отвечает на них. В. Песков, работы которого напоминают беседу с читателем, достаточно часто использует эту фигуру. Например:

«Осталось ли место этим животным в большой, но крайне перенаселенной стране, где пашня год от года теснит леса? В Дели мне дали справку: “В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных”».

Таким образом, тропы и фигуры выполняют самые разнообразные функции в тексте: прежде всего, способствуют раскрытию авторского замысла и авторского «я»; помогают привлечь внимание читателей и активизировать его, призывают разделить точку зрения автора, выделяют основную мысль, подчеркивают особенности различных деталей или действий.

Итак, мы наблюдали, как категории риторического канона проявляют себя в готовом тексте. Задача же состоит в том, чтобы научиться создавать текст в определенном жанре с опорой на традиции классической риторики. Об этом речь пойдет при рассмотрении отдельных публицистических жанров.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.      Каково содержание риторического канона? Обозначьте суть каждого из этапов. Дайте определение этапу инвенции, диспозиции, элокуции через образное сравнение, создав при этом небольшой текст.

Например: «Этап диспозиции легко сравним с шахматной партией: чем точнее гроссмейстер расположит фигуры, тем вероятнее выигрыш. Чем правильнее разместит журналист подобранный материал, тем больший отклик получит его произведение у читателей».

2.      Какую роль играют на этапе инвенции «общие места»? На примере любого публицистического текста выявите топосы, которые использовались при его создании с целью наиболее эффективного раскрытия темы.

3.      Сравните содержание этапа диспозиции и содержание понятия «композиция» текста.

4.      Укажите различия между тропами и фигурами, используя текст главы 3.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений