Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

5.      Свидетельства очевидцев, специалистов.

6.      Цитаты.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.

Как использование «внешних общих мест» помогает В. Пескову в очерке «Слоновая пристань в Амбере» раскрыть тему?

Начинается очерк с цитаты «По улицам слона водили...».

Она отчасти вводит в тему, отчасти позволяет перейти к описанию того, что увидел автор.

Цифровые данные используются один раз: «В Дели мне дали справку: “В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных”».

Разумеется, привлекаются В. Песковым личные имена, географические названия, а также клички животных.

В качестве достоверного и проверенного материала включается в текст свидетельство дрессировщика слонов: «Это Ира. Это Сунар, Шервадур, Галипак... Так же, как люди, есть способные к обучению, а есть не очень. Неспособных по ушам видно – часто приходилось применять анкуш. А гений – вот он – Амар!»

Есть в очерке и небольшая историческая справка, позволяющая лучше показать характер слонов: «Недавно в одном из храмов Бомбея двое подростков, дурачась, прижгли сигаретами хобот слонихе по кличке Лакшми. (Такое отношение к животным в Индии редкость.) Слониха не стерпела обиды – мальчишки были растоптаны. Разгорелись страсти – что со слонихой делать?»

Таким образом, анализ текста очерка В. Пескова позволяет сделать вывод о том, что «общие места» являются смысловыми субконцептами, наполняющими и развертывающими тему, что они существуют независимо от того, знаком или нет автор текста с данными теоретико-риторическими понятиями. Обращение к ним – естественно для журналиста, стремящегося живо и убедительно рассказать об увиденном.

Если же использование топосов (прежде всего – в учебных заданиях) станет моделью, с помощью которой журналист будет создавать речевое произведение, то, несомненно, это позволит создать тематически развернутый, интересный текст. Вот для чего необходимо знание риторического канона, определяющего «механизм» разработки и раскрытия темы.

Этап инвенции, обеспечивающий подбор материала, переходит в следующий этап – диспозицию.

в начало

§2. Диспозиция: как расположить?

При описании этого этапа риторического канона разрабатывались вопросы синтаксического развертывания и оформления найденного материала, что равноценно поиску ответа на вопрос «где сказать?»

Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение. Сегодня композиция текста традиционно трехчастна.

Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.

Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и времени, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы... Вступление должно быть ясным и кратким.

В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.

Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

Последняя часть – заключение, в котором оратору нужно: 1) постараться расположить слушателей к себе и дурно – к противнику; 2) применить преувеличение и умаление; 3) разжечь страсти слушателей; 4) напомнить, для чего произнесена речь», – эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.

Например, пункт первый в письменном тексте может означать высказывание положительного или отрицательного мнения автора по поводу изложенной темы.

В заключении нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, то есть в заключении должно содержаться резюме всему тому, что было сказано в предыдущих частях.

М.В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей или читателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, понятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, – подготавливать читателя и слушателя к восприятию основного содержания, содействовать адекватному пониманию содержания речи.

Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения: «Два главных правила расположения мыслей:

1.      Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл другой.

2.      Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без причины, они будут излишни».

Главная причина, по которой этап диспозиции является необходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обусловлена двумя фундаментальными свойствами речи – ее линейностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концентрацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важнейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям речевых высказываний стандартные, типовые рекомендации о составе и порядке следования композиционных частей ораторской речи. Разрабатывались подобные теории применительно к речи вообще или к ее отдельным жанровым разновидностям. Возможно, современному журналисту покажутся неинтересными «модели» построения текста, но именно знание общих закономерностей создает возможности для интерпретации текста и для проявления индивидуальности при его создании. И человек, профессионально владеющий типовыми моделями, всегда в состоянии сделать нечто свое, особенное, отталкиваясь от известных образцов. Тем более это свойственно журналисту, для которого профессионально значимо знание структуры публицистических жанров (а это своего рода стандартные модели). Творческий же потенциал, талант публициста позволят сделать яркий, своеобразный текст, в котором будет легко просматриваться структура жанра.

Письменные тексты также делятся на три основные части – зачин, основная часть, заключение. Все названные требования переложимы и на письменные тексты.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений