Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Кроме того, автор пытается проанализировать идеи художника, и это стремление проявляется в вопросах, заданных самому себе: «Что действительно хотел сказать автор? Какова история создания портрета? Почему Врубель сделал это изваяние смысловым центром произведения?»

Это эмоциональное желание разобраться помогает автору привлечь внимание читателей и вместе с ним совершить маленькое открытие. Ясно видна позиция автора, что также является признаком публицистического стиля: «Но теперь я могу обоснованно утверждать: Врубель показал С.И. Мамонтова в момент величайшей трагедии его жизни...»

Выбор жанра статьи обусловливается целью автора – не только дать информацию о выставке, но и порассуждать о назначении деталей картины.

В основном, автор использует нейтральную лексику (большинство слов). Поскольку автор опирается на документальные факты, то в его статье встречаются такие названия, как Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, упоминаются определенные, позволяющие раскрыть тему даты – 1891 год, 7 июля 1891 года, личные имена и фамилии (такое количество собственных имен существительных позволяет конкретизировать тему, детально информировать читателей). Номенклатурные названия и имена собственные непосредственно выполняют информационную функцию публицистики.

Другой характерной особенностью является наличие в данном тексте свойственных публицистике слов оценочного характера. Практически с первых строк автор начинает высказывать свои или общепринятые суждения: «великий художник», «подчас резко противоположные смысловые разночтения» и др.

Посмотрите, какие устойчивые словесные блоки и фразы использует Е. Кончин, типичные для искусствоведческой тематики, раскрывая искусствоведческую тему: «Портрет С.И. Мамонтова» – одно из самых известных произведений М.А. Врубеля, «история создания портрета», «роль деталей» и т.п.

Без подобных тематических речевых блоков невозможно обойтись. Мастерство публициста заключается в том, чтобы одни и те же слова не повторять, чтобы умело интерпретировать клишированные модели.

Обратите внимание, что в статье речь идет об одном портрете. Для избежания повторов автор заменяет синонимами слово «портрет»: «картина», «сложное произведение искусства», «произведение» и др.

Таким образом, в лексическом плане данной статьи представлены типичные черты публицистического стиля.

В словообразовательном плане также проявляются черты стиля, в частности, автор использует слова с оценочными суффиксами: ньк – (интересненькое), -айш – (величайший). Для чего используются данные средства? Для достижения коммуникативного намерения автора – воздействия на читателей.

Синтаксис статьи Е. Кончина являет собой пример специфики синтаксиса публицистического стиля. Большинство предложений – сложные (как сложносочиненные, так и сложноподчиненные, а также бессоюзные).

Встречаются предложения с причастными оборотами, назначение которых – создание всестороннего, детального описания: «Я увидел небольшую мраморную скульптуру – черная женщина, скорбно склонившаяся на белые ступени». Поскольку одна из задач данной статьи – описание портрета, большинство синтаксических конструкций служат именно этому – подробному описанию известной работы М.А. Врубеля. Для этого введены в текст предложения с однородными членами: «Но картина, ее идея, замысел, образное решение никак не втискивались в рамки идеологической схемы».

Эмоционально окрашенные конструкции здесь представлены в основном вопросительными предложениями, что позволяет автору привлечь читателя к соразмышлению: «Что действительно хотел сказать художник? Какова история создания картины?».

Практически во всех публицистических текстах встречаются вводные конструкции. Здесь они также представлены: «...как к нему из дома Саввы Ивановича Мамонтова попала эта семейная реликвия, мы, очевидно, уже никогда не узнаем...»; «Конечно, Вам знакома эта вещь?»

В данной статье много конструкций, создающих разговорность, непринужденность изложения. Этим целям, например, служит инверсия: «...Как-то еще в семидесятых годах позвонил мне известный коллекционер...». В тексте статьи тем же целям служат и неопределенные местоимения «как-то», «кое-что» и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «интересненькое». На фоне «полного» стиля изложения данная стилевая смена служит оживлению повествования, а также переходу к следующему смысловому отрезку текста, призванному проиллюстрировать историю создания портрета, – диалогу между автором и коллекционером: «– Конечно, вам знакома эта вещь? – Нет, я ее никогда не видел... – Видели, и не раз. В Третьяковской галерее. На «Портрете Мамонтова» Врубеля».

Итак, в статье Е. Кончина «Камертон для хорового пения», произведении публицистического стиля, все языковые средства используются для выполнения основных функций публицистики – информирующей и воздействующей.

Газетно-публицистический подстиль

Известно, что публицистический стиль наиболее широко используется на страницах газет и журналов, поэтому логично рассмотреть, в каком же соотношении находятся публицистический стиль и собственно газетно-публицистический подстиль.

Многие исследователи включают газетный стиль в состав публицистического и называют данный пласт языка, обслуживающий сферу журналистской деятельности, – газетно-публицистическим подстилем. Действительно, газетный подстиль обнаруживает как общие с публицистическим стилем черты, так и обладает специфичными, характерными только для этой разновидности стиля.

Итак, функцией языка газеты, как и стиля в целом, является информационно-воздействующая. Специфика газетно-публицистического стиля выражается прежде всего в том, что он характерен для определенных жанров, которые можно назвать собственно газетными. Поскольку каждый функциональный стиль – это совокупность определенных жанров, то и публицистический стиль не является исключением. Причем он представлен большим количеством жанров – устойчивых, принятых в данной сфере речевого употребления.

Газетно-публицистический подстиль представлен такими жанрами, как передовая (тема дня), корреспонденция, репортаж, заметка, интервью, обзор, очерк и др. Все они входят составной частью в публицистический стиль, поэтому закономерно использование термина «газетно-публицистический подстиль». Разница заключается в специфике функционирования газетного языка и меньшем объеме (в публицистический стиль включаются также жанры публичных выступлений).

В газетно-публицистическом стиле ярко прослеживается социально-оценочный характер использования языка. Это выражается, прежде всего, в наличии авторского «Я». Причем степень проявления, участия авторского «Я» служит одним из принципов выделения жанров. В данном стиле образ автора и рассказчика совпадают, что определяет его документальность и эмоциональность. Образ автора – это авторское «Я» журналиста, характер его отношения к действительности.

Применительно к каждому жанру авторское «Я» имеет различную форму, характер. Например, жанр заметки не предполагает выражения авторского отношения, в жанре репортажа событие передается через объективную, логическую оценку автора, в жанре фельетона – через ироничное авторское восприятие и т.д.

На основании главенствующей роли «Я» в формировании речи Г.Я. Солганик[16] выделяет следующие типы речи, наиболее часто встречающиеся в газетно-публицистическом стиле:

I тип – речь, которая ведется непосредственно от 1-го лица: говорящий и грамматическая категория лица совпадают. Пример подобного типа вы видели на примере статьи Е. Кончина «Камертон для хорового пения».

II тип – речь, которая ведется от 3-го лица: говорящий формально (но не фактически) не участвует в речи. Например, репортаж В. Каркавцева «Диггеры на дне Москвы» ведется именно от 3-го лица: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно».

III тип – смешанный: речь ведется от 1-го и 3-го лица. Предположим, ведение репортажа В. Каркавцевым от 3-го лица могло бы сопровождаться введением «Я» автора: «Вадим Михайлов – фанатик... Мне показалось, что это странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно».

IV тип – повествование ведется во 2-м лице. Данный тип позволяет усилить обращенность к читателям: «Ну разве не ясно?! Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое дрожание воздуха летними вечерами?» (там же).

В публицистике и газетных жанрах взаимодействуют I и II типы речи, но роль I типа речи гораздо значительнее, чем в других стилях (в этом открытость, публицистичность стиля). Ведение речи от 1-го или 3-го лица также предопределяется целью, ради которой создается текст в конкретном жанре.

Следует отметить, что экспрессивными в газетно-публицистическом стиле являются практически все средства, особенно если это средства, позволяющие выразить оценку.

Авторское «Я» служит средством оценки действительности и выражается по-разному. Если оценка развернута по смыслу и форме, то она может быть выражена в отдельных микротекстах или вкраплена во многие микротексты (за счет чего окрашивается весь текст).

Иногда оценка представлена непосредственно лексическими средствами. Например: «Есть в работах и сочный свет, и перспектива...»; «что же все-таки гонит известного кинорежиссера...»; «прежде всего они просто очень красивы»; «моя душа трепетала» (Е. Кончин). Это открытое выражение оценки.

Возможно высказывание оценочной позиции без использования специальных лексических средств. Помогает выразить и воспринять оценку объективно-логический характер текста, отбор информации и другого материала таким образом, что предполагает вполне определенную социальную оценку. Например: «Художник даже в пейзажах старается уловить резкую перемену “настроений” погоды, когда сплошной тяжелый и безотрадный туман, непрерывные дожди с холодным пронизывающим ветром неожиданно сменяются солнечными часами – и все вокруг оживает, наполняется светом, как в душах и сердцах человеческих. Собственно, главным в картинах и являются состояния и ощущения художника, его настроения и размышления...» (Е. Кончин)

В газетно-публицистическом стиле используются и специфичные средства выразительности текста – тропы и фигуры. Тропы выступают как средства образной речевой конкретизации, как возможность дать оценку тому или иному факту, как средство заострения внимания читателей на каком-либо моменте, как средство обобщения. Традиционно к тропам относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, иронию.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений