Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

ü      различными приемами (в том числе приемами нерефлексивного слушания) помочь собеседнику раскрепоститься, преодолеть трудности самовыражения.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.      Критически оцените свое умение слушать, ответив на следующие вопросы (по И. Атватеру – 6):

ü      Легко ли я отвлекаюсь?

ü      Не делаю ли вид, что слушаю? (Когда? Часто ли?)

ü      Как слушаю, если слушать не интересно?

ü      Часто ли перебиваю собеседника?

ü      Реагирую ли на эмоциональное изменение тона собеседника?

ü      Как отношусь к ошибкам в речевом поведении собеседника?

ü      Не делаю ли поспешных выводов?

ü      Могу ли в процессе слушания обдумывать свой ответ? Не мешает ли это слушать?

2.      Критическая оценка своих привычек слушать может стать первым этапом в изменении негативных качеств (если они обнаружатся) или в усилении позитивных.

Не забывайте и о других полезных советах, конкретизирующих «постулат отношения к собеседнику»:

ü        Не уходите от ответственности за общение. Если вам что-то не ясно в речи собеседника — корректно дайте ему понять это.

ü        Будьте физически внимательны: поза, жесты, мимика. Люди не только слушают речь, но и видят собеседника.

ü        Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства партнера.

ü        Не притворяйтесь, что слушаете, лучше признайтесь, что в данный момент вы слушать не можете (сошлитесь на уважительную причину).

ü        Старайтесь не отнимать инициативы у собеседника: не перебивайте его, не делайте поспешных выводов, не задавайте слишком много вопросов; давайте совет только в тех случаях, когда его действительно ожидают.

в начало

§3. Письмо как процесс порождения текста

Письмо – продуктивный вид речевой деятельности, характеризующийся письменной формой выражения мысли, когда информация передается с помощью графических знаков – рукописных или печатных.

Письмо как процесс порождения текста – дистантный вид общения. Контактное общение возможно в учебной ситуации, когда пишущий воспринимает и перекодирует звучащую речь в письменную, используя буквенный код.

Если говорящий, создавая высказывание, видит слушающего, его реакцию, то пишущий лишен этой возможности, как и возможности использовать невербальные средства общения. Поэтому смысловая нагрузка слова значительно возрастает. Возрастает степень подготовленности письменной речи, ее обоснованности. Как правило, она более логична и выразительна по форме: пишущий имеет возможность более длительного и целенаправленного выбора языковых средств для выражения мысли.

Сложности условий дистантного общения уравновешиваются временными особенностями протекания процесса: создание письменного текста практически не ограничено во времени – это и позволяет перечитывать и редактировать написанное. Несомненно, что «стереотип слов и предложений устной речи и письменной различен, что обнаруживается прежде всего в различии темпов произнесения и написания»[10].

Письменная речь значительно более изучена, более нормирована, и выполнение установленных правил пишущий полагает для себя обязательным. Большая тщательность в планировании текста, организация промежуточного контроля, сохранение особых лингвистических качеств письменной речи (полнота, логичность, синтаксическая сложность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность) – таковы главные особенности этого вида речевой деятельности.

Для порождения письменной речи характерны те же четыре этапа речевой деятельности.

Основные функции двух первых этапов – ориентировки и планирования – в основном аналогичны функциям говорения.

При создании письменного текста этап планирования плавно переходит в этап непосредственного осуществления РД: возникает первичный замысел текста, который часто получает оформление в виде плана – обозначенного во внутренней речи или зафиксированного на бумаге (внешняя письменная речь). По существу это проект, в котором обозначаются, иногда в самых общих чертах, не только вопросы содержания будущего текста, но и возможная композиция – в соответствии с намеченным речевым жанром. Далее, разворачивая пункты плана, пишущий создает текст.

Наиболее специфичным представляется заключительный этап – этап контроля: контроль включается уже на стадии создания первичного текста (исправления, уточнения в черновом варианте текста), а на первый план выходит на заключительном этапе работы, когда пишущий старается увидеть текст «чужими глазами», встать на точку зрения предполагаемого адресата, чтобы понять, достигнута ли цель общения, насколько адекватным может быть понимание, если читающий будет иметь перед собой только написанный текст.

Деятельность по созданию письменных текстов может быть и репродуктивной, если речь идет о перекодировании читаемого или аудируемого текста. Результатом в этом случае будет новый текст, позволяющий автору записи восстановить полученную информацию с необходимой полнотой. В этом случае записи-фиксации (не путать с диктантом!) предшествует специальная обработка текста – «свертывание текста». Способы простого сжатия текста – исключение подробностей, обобщения – не решают проблемы. Идет процесс «свертывания» – сжатия – переформулирования текста. (Психологи свидетельствуют, что самостоятельно сформулированное положение запоминается в 7 раз быстрее, чем фраза, записанная под диктовку). Важно именно свернуть текст, без потерь того, что является существенным. Свернуть таким образом, чтобы при восстановлении (через промежуток времени) текст можно было «развернуть», не потеряв нужной информации.

Совершенствование навыков письменной речи принципиально важно для будущего журналиста: к практическим рекомендациям и конкретным заданиям по созданию письменных текстов произведений различных жанров мы неоднократно вернемся в других разделах пособия.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.      Измените (предложите новый вариант) вступительную часть текста параграфа, использовав один из вариантов начала письменного текста:

ü      сформулировать введение в проблему;

ü      начать с риторического вопроса;

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений