Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Природа телевидения как искусства. В основе телевизионного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков – языка зрительных образов и языка словесных образов (Ю. Лотман). Словесно-зрительная структура телевидения предполагает, что в ходе развития драматургии действия на первый план могут выходить то слово, то изображение в соответствии с тем, что в конкретный момент передачи может сильнее подействовать на ум и эмоции зрителя.

Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога, а изображению – приемы кино, театра, изобразительного искусства. Как только эти свойства смежных искусств сливаются вместе, приобретают характер обращенности к отдельной личности, интимности в условиях домашнего просмотра, создается новое эстетическое качество в системе искусств – оригинальная природа телевидения.

Программа телевидения. Программная форма существования телевидения обусловливает взаимодействие телевидения с прессой, кино, театром, литературой и изобразительным искусством. Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности. Программная форма телевизионного вещания создает специфические условия экранной жизни для каждой передачи, которая становится частью целого. Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения. Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы – один из коренных принципов планирования телевидения.

Программирование телевизионного вещания – тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на год, квартал (перспективное планирование), на месяц, неделю, день (текущее планирование). Программирование телевидения имеет свои принципы и требует соблюдения профиля канала, программы, актуальности и оперативности вещания как приоритетных подходов, композиционной стройности ежедневного расписания передач, учета предыдущих и последующих передач, а также передач, идущих на соседних каналах вещания. При этом можно применять два подхода: контрастности или дополняемости параллельно идущих передач.

Программирования основные понятия. В целях упорядочения использования видов и форм телевизионной программы, преодоления однообразия и параллелизма одних и тех же жанров ежедневное вещание организуется блоками по временным отрезкам – утренним, дневным, вечерним и ночным.

Блок (или контейнер) – набор рубрик, построенных по принципу повторения для различной аудитории телезрителей в зависимости от времени выдачи в эфир.

Рубрика – ряд передач или фильмов, развивающих определенное тематическое направление вещания, выходящих в эфир через одни и те же промежутки времени и рассчитанных на одну и ту же аудиторию. В рубрике или вне ее могут быть:

а)      цикл – две и более передачи, посвященные одной проблеме;

б)     серия – две (либо более) передачи, объединенные одним героем (одними героями).

Серия передач, фильмов – состоящее из нескольких частей единое телевизионное произведение, в котором каждая часть закончена сюжетно и где реализуется закон единства места, времени и действия. Передачи, фильмы одной серии можно смотреть в обычном порядке, последовательно (первую, вторую, третью), но можно выдавать в эфир выборочно и в обратной последовательности. Например, в каждом фильме серии телевизионных художественных фильмов «Следствие ведут знатоки» – одни и те же главные герои, место и сфера действия. Эти ленты смотрятся в любой последовательности.

Сериал – многосерийный телефильм, объединенный одними героями, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия, она же и создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме – его развязка. Образцом такого сериала стал фильм «Семнадцать мгновений весны» – отдельные части которого можно смотреть только в определенной последовательности, иначе теряется сюжетная линия, логика действия.

Сетка (или структура) вещания – набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей, в том числе по возрасту, полу, интересам. Сетка вещания может меняться в зависимости от сезона, проведения крупных кампаний, а также в связи с праздниками и трагическими событиями. Так, сетка вещания в будни отличается от сетки в выходные дни, когда больше внимания уделяется познавательным и развлекательным программам.

Продюсер на телевидении – производитель, организатор передачи, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль за созданием произведения телевидения, несет ответственность за соблюдение договоров с компанией, студией, редакцией о соответствии созданной телепередачи их требованиям, условиям договора.

Профессиональные права и обязанности работника телевидения определяются Конституцией страны, другими законами государства. Права вытекают также из международных договоренностей. В случае несоответствия положений этих документов и внутренних законов следует руководствоваться установками международного права. Обязанности и персональная ответственность каждого вытекают только из законов своей страны. Журналисты служат обществу при условии совпадения интересов; в случае их расхождения необходимо исходить из воли законодателя как высшего выразителя общественных интересов.

Профессиональный долг работника телевидения состоит в выполнении профессиональных обязанностей, которые требуют компетентности, максимального использования творческих способностей, постоянного обновления знаний, повышения уровня мастерства, овладения общей культурой. Добросовестность предполагает скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикаций; она исключает подтасовку фактов, бездоказательность суждений, вымысел и фабрикацию материалов. В случае ошибки работник телевидения обязан немедленно принять необходимые меры для устранения ее последствий, опубликования опровержения, принесения извинений и возмещения морального ущерба потерпевшему.

Публицистика на телеэкране – вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, в конфликте. Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанным на обобщении, анализе, привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером.

Публицистика телевидения основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания.

в начало

Р

Разговорная речь на телевидении. Особенность слова, произнесенного с телеэкрана, состоит в том, что речь здесь имеет не книжный, а разговорный характер. В то же время разговорная речь на телевидении – это разновидность литературного языка, а не жаргон или сленг. Она характеризуется непринужденностью, отсутствием официальных обращений, специальной лексики.

Разделение экрана происходит с помощью электронной вставки на две (и более) части, каждая из которых доказывает разные, но по мысли связанные между собой картины. Такой прием позволяет показать одновременно два или более события в их взаимосвязи: двух человек, говорящих по телефону, и т.д.

Реверберация звука – специальный звуковой эффект, создающий впечатление пребывания в огромном помещении. На самом же деле в небольшой комнате, стены которой покрыты штукатуркой, чтобы избежать поглощения звука, стоят динамики, на определенном удалении от них – микрофон.

Регионализация вещания – одна из главных тенденций развития современного телевидения, суть которой состоит во всемерном росте и укреплении государственных муниципальных, частных коммерческих и кабельных телестудий на местах. От централизации к региональному вещанию – общий путь развития телевидения во многих странах. Местное, или региональное, телевидение может более точно учитывать особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории, привлекать к передаче людей, использовать факты и явления, которые житель района, города порой знает лично. Все это делает местное телевидение более доступным, понятным, полезным конкретной аудитории, чем центральные программы.

Регионализация телевещания неразрывно связана с распространением национальной культуры, самобытности, народного творчества и народных традиций населения конкретного района.

Региональные комиссии по телерадиовещанию. Каждая такая комиссия действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Комиссия формируется Федеральной комиссией по телерадиовещанию с учетом предложений государственных органов и творческих союзов соответствующих субъектов Российской Федерации. Полномочия председателя и членов региональной комиссии по телерадиовещанию длятся три года. Региональная комиссия выдает лицензии на кабельное, проводное и иные виды неэфирного вещания на территории ее действия.

Редакции телевидения – производственно-творческие объединения (могут быть юридическими лицами) – действуют на основании своего устава в условиях хозяйственного расчета и представляют собой творческие коллективы, созданные по признакам тематики вещания, жанров и видов телепередач. Редакции, производственно-творческие объединения, центры могут на договорных началах участвовать в подготовке и передаче рекламных материалов на условиях, определяемых органами власти, привлекать к своей работе спонсоров, акционеров, различные общественные фонды, а также использовать установленные законом государственные дотации.

Рейтинг телепередачи – размер аудитории, выраженный в абсолютных величинах (в тысячах, миллионах) или в процентах от общей телеаудитории. Служит показателем экономической рентабельности телеорганизации и ориентиром при программировании. Используется как основа расчета компании с рекламодателями.

Режиссер-постановщик, который на основе литературного сценария, собственного творческого замысла возглавляет работу по постановке (съемке) передачи (фильма), определяет роль и место ведущего в действии, ставит задачу перед оператором, звукорежиссером, художником, видеоинженером. Режиссер определяет также место съемок и характер монтажа, участвует в отборе музыки, спецэффектов, иллюстративного материала к передаче.

Реклама на телевидении – любое публичное высказывание с целью стимулирования продажи, покупки, аренды или найма какого-либо изделия или какой-либо услуги, с целью достижения другого желаемого рекламодателем эффекта, для чего рекламодателю предоставляется трансляционное время за плату или другую ответную услугу. Общие нормы рекламы на телевидении:

ü      любая реклама должна быть корректной и четкой;

ü      реклама не должна вводить телезрителя в заблуждение и наносить вред интересам потребителей;

ü      реклама, направленная на детей или использующая детей, не должна содержать ничего, что наносило бы вред их интересам, и должна учитывать их особую впечатлительность;

ü      реклама должна быть ясно распознаваема как таковая и однозначно отделена от других частей программы оптическими или акустическими средствами. Как правило, она – транслируется блоками;

ü      рекламодатель не имеет права оказывать никакого редакционного влияния на содержание телепрограмм;

ü      скрытая реклама запрещена.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

сайт копирайтеров Евгений