Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОЕКТ

О гласности в российском правосудии

Гласное, то есть открытое или публичное рассмотрение дел в суде является конституционным принципом судопроизводства в Российской Федерации, важнейшим условием справедливого судебного разбирательства и за креплено общепризнанными принципами и нормами международного права.

Гласность является эффективным средством социального контроля за судебной деятельностью, способствует формированию объективного общественного мнения о правосудии, выполнение предупредительных и воспитательных задач судопроизводства.

В целях формирования единообразной практики реализации принципа гласности правосудия, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1.        Исходя из принципа гласности правосудия, закрепленного в статье 123 Конституции РФ, статье 9 ГПК РСФСР, статье 18 УПК РСФСР, разбирательство дел во всех судах открытое, то есть любые лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а также не достигшие этого возраста, если они являются лицами участвующими в деле, обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями (часть 4 статьи 9 ГПК РСФСР, часть 4 статьи 262 УПК РСФСР), представители общественных и иных организаций, средств массовой информации вправе присутствовать при рассмотрении дела в судах первой и второй инстанции, и при пересмотре вступивших в силу судебных постановлений.

Вместе с тем, исходя из части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 конституции РФ, открытое разбирательство дела не должно нарушать права и свободы других лиц, а также наносить ущерб обороноспособности и безопасности государства. В этих целях федеральными законами предусмотрены основания, позволяющие ограничить доступ публики и журналистов в зал судебного заседания (части 1 и 2 части 9, часть 3 263-4 ГПК РСФСР, части 1 и статьи 18 УПК РСФСР).

2.        В интересах соблюдения прав и свобод человека и гражданина при реализации принципа гласности правосудия (часть 3 статьи 17 Конституции РФ), а также учитывая, что Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 45), судам при решении вопроса о форме судебного разбирательства, (в том числе, о допуске журналистов в зал заседания), следует исходить из конкретных обстоятельств дела с тем, чтобы предотвратить нарушения прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на честь и доброе имя, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23 Конституции РФ).

Учитывая изложенное и исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации), суд вправе рассмотреть дело в закрытом заседании на основании пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод либо пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, которыми предусмотрено, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

3.        Необходимо иметь в виду, что исходя из части 1 статьи 9 ГПК РСФСР и части 1 статьи 18 УПК РСФСР, гражданские и уголовные дела подлежат рассмотрению в закрытом судебном заседании, если открытое разбирательство дела будет противоречить интересам охраны государственной тайны и может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»).

В соответствии со статьей 139 СК РФ и частью 3 статьи 263-4 ГПК РСФСР в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления в закрытом судебном заседании подлежат также рассмотрению дела об установлении усыновления ребенка.

4.        В соответствии с частью 2 статьи 18 УПК РСФСР закрытое судебное разбирательство уголовных дел допускается по делам о преступлениях лиц не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам (независимо от их категории) в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

При этом судам следует иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, могут быть рассмотрены в закрытом судебном заседании на основании части 2 статьи 18 УПК РСФСР только в тех случаях, когда эти лица не достигли шестнадцатилетнего возраста на момент судебного разбирательства.

Исходя из части 2 статьи 9 ГПК РСФСР суд вправе рассмотреть любое гражданское дело в закрытом судебном заседании, если придет к выводу, что открытое разбирательство может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (например, при рассмотрении дел о расторжении брака, об установлении отцовства), либо может быть нарушена тайна усыновления (например, по делам об отмене усыновления ребенка).

5.        На основании пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах) суд вправе рассмотреть гражданское или уголовное дело в закрытом заседании в целях зашиты интересов любого несовершеннолетнего, чьи права могут быть нарушены в случае открытого судебного разбирательства (например, по гражданским делам об определении места жительства детей, либо по уголовным делам, в которых несовершеннолетний является потерпевшим или свидетелем).

6.        При решении вопроса о форме судебного разбирательства дел о преступлениях, совершенными лицами, не достигшими 18-летнего возраста, судам следует учитывать положения Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, принятые 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40133 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), пункт 8.1. которых предусматривает, что право несовершеннолетнего на конфиденциальность должна уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Предоставления средствам массовой информации сведения о судебной деятельности, судам следует также принимать во внимание, что вышеуказанные Правила (8.2) предусматривают ограничение на публикацию информации, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

7.        Закрытое разбирательство гражданского и уголовного дела может быть осуществлено в интересах обеспечения права человека на неприкосновенность частной жизни, то есть в целях предотвращения нежелательной огласки сведений о таких фактах, событиях и обстоятельствах жизни лица, которые находятся за пределами государственной, общественно-политической, производственной и иной публичной деятельности гражданина и не связаны с ней (часть1 статьи 23 Конституции РФ, пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Решая вопрос сторон о рассмотрении дела в закрытом заседании по мотивам защиты частной жизни заявителя, а также при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации суду следует исходить из того, что конституционное право на свободу мысли и слова, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе, и гарантированное Конституцией РФ право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на честь, достоинство и доброе имя (часть3 статьи 17, часть 1статьи 23, часть 1 и 4 статьи 29 Конституции РФ).

Если сведения, с которыми не согласен истец, распространены в средстве массовой информации, то следует учитывать, что Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» не только предоставляет журналисту право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, а также излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью (статья 47), но и возлагает на него обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации, получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, уважать права, законные интересы, честь, достоинство и доброе имя гражданина и организации (статья 49), не допускать использование прав, предоставленных журналисту названным Законом, в целях распространения слухов под видом достоверных сообщений (статья 51).

8.        Рассмотрение дела в открытом судебном заседании не должно нарушать конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ). В связи с этим личная переписка, личные телеграфные и иные сообщения не могут быть оглашены в открытом судебном заседании, если против этого возражает хотя бы одно из лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения происходили (статья 176 ГПК РСФСР).

Согласие на оглашение личной переписки, личных телеграфных и иных сообщений (которое должно быть установлено судом) может быть выражено как в письменной, так и в устной форме непосредственно в ходе судебного разбирательства. В последнем случае факт дачи согласия фиксируется в протоколе судебного заседания.

При отсутствии согласия к оглашению и исследованию личной переписки, личных телеграфных или иных сообщений в открытом судебном заседании, суд выносит определение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. Исходя из части 3 статьи 223 ГПК РСФСР, такое определение может быть вынесено судом после совещания на месте и заносится в протокол судебного заседания. После оглашения корреспонденции не исключается возможность дальнейшего разбирательства дела в открытом заседании.

Если в ходе судебного разбирательства не требуется изучения содержания личной переписки, личных телеграфных и иных сообщений граждан, например, когда они исследуются для установления времени изготовления, даты отправления и т.п., такие данные могут быть оглашены в открытом судебном заседании без согласия лиц, между которыми происходила эта переписка, телеграфные или иные сообщения, поскольку в этих случаях право граждан на тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не затрагивается.

9.        Руководствуясь соображениями общественного порядка на основании пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (либо пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах), суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании (полностью или частично) в том случае, если присутствие в зале заседания посторонних (не участвующих в деле) лиц создает (или может создать) существенные затруднения при обеспечении безопасности участников процесса и (или) порядка в ходе судебного разбирательства, а также нормальной работы судебных и (или) иных учреждений, например, в случаях проведения судебных заседаний в местах лишения свободы и т.п.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно части 2 статьи 149 ГПК РСФСР и части 4 статьи 263 УПК РСФСР председательствующий вправе своим распоряжением удалить из зала судебного заседания присутствующих при открытом судебном разбирательстве лиц, не являющихся участниками процесса (в том числе журналистов или представителей общественных объединений), за нарушение порядка заседания, если они совершают действия, которые свидетельствуют о неуважении к суду, препятствуют нормальному ходу судебного заседания, нарушают его регламент. Лица, участвующие в гражданском деле (часть 2 статьи 149 ГПК РСФСР), участники процесса, перечисленные в частях 1, 2 и 3 статьи 263 УПК РСФСР, нарушающие порядок судебного заседания, могут быть удалены из зала только по определению суда либо по определению (постановлению) судьи в тех случаях, когда дело рассматривается судьей единолично. В подобных случаях указанные действия председательствующего также направлены на обеспечение общественного порядка, однако, ссылки на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод в протоколе судебного заседания не требуется.

10.    Принимая решение о проведении закрытого судебного заседания в интересах правосудия (пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), судам следует иметь в виду, что эти интересы могут заключаться, в частности, в обеспечении возможности всестороннего и полного исследования доказательств судом в условиях, исключающих давление на суд либо участников процесса и гарантирующих их безопасность. Такими обстоятельствами, например, могут являться отказ потерпевших или свидетелей в целях их безопасности от дачи показаний в присутствии посторонних лиц или отказ от дачи показаний подсудимого в условиях звукозаписи процесса журналистами.

11.    В соответствии с пунктом 6 части 1. статьи 228 УИК РСФСР вопрос о закрытом судебном разбирательстве уголовного дела разрешается судьей единолично на стадии подготовки к рассмотрению дела в судебном заседании.

В случае если судья признает необходимость закрытого разбирательства дела, он должен указать мотивы своего решения в постановлении о назначении судебного заседания (часть 2 статьи 18; пункт 6 части 1 статьи 228, статья 230 УПК РСФСР). Кроме того, указанное постановление должно содержать решение судьи по ходатайствам относительно формы предстоящего судебного разбирательства, если таковые были заявлены.

12.    В ходе открытого судебного разбирательства судья (суд) вправе по собственной инициативе либо по заявленным ходатайствам исследовать отдельные эпизоды обвинения в закрытом судебном заседании. Такое решение в соответствии со статьями 18, 229 либо 261 УПК РСФСР должно оформляться определением суда (или постановлением судьи, единолично рассматривающего дело о преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 35 УПК РСФСР), в описательной части которого должны быть указаны мотивы принятого по данному вопросу решения.

13.    При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству судья вправе принять решение о проведении закрытого разбирательства дела, и личности, когда федеральным законом установлено, что гражданское дело подлежит обязательному рассмотрению в закрытом судебном заседании, например, об установлении усыновления ребенка (статья 142, часть 3 статьи 263-4 ГПК РСФСР). Поскольку в данном случае закрытое разбирательство проводится в силу прямого предписания закона, о слушании дела в закрытом заседании достаточно указать в определении о назначении дела к судебному разбирательству со ссылкой на часть 3 статьи 263-4 ГПК РСФСР.

Исходя из части 2 статьи 9 ГПК РСФСР, предоставляющей суду право принять решение о рассмотрении гражданского дела в закрытом судебном заседании с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, закрытое разбирательство допускается только по мотивированному определению суда (либо судьи, когда дело рассматривается судьей единолично).

Разрешение судом (судьей) ходатайств лиц, участвующих в деле, о проведении закрытого судебного заседания (как полностью, так и в части) производится в порядке, предусмотренном статьей 156 ГПК РСФСР.

14.    В мотивировочной части определения суда (судьи) или постановления судьи о проведении закрытого судебного заседания должны быть указаны конкретные обстоятельства, препятствующие открытому доступу в зал заседания публики и журналистов, а постановляющая часть должна содержать ссылку на статью 9, часть 3 статьи 263-4 ГИК РСФСР или статью 18 УПК РСФСР либо на пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (иди на пункт 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

При этом необходимо в виду, что просьба о проведении закрытого судебного заседания может исходить не только от лица, заявляющего ходатайство в своих собственных интересах, но и от лиц, которым законом предоставлено право действовать в защиту прав и интересов других лиц (например, прокурор, орган опеки и попечительства в защиту прав несовершеннолетнего).

15.    В силу части 5 статьи 9 ГПК РСФР и части 4 статьи 18 УПК РСФСР решения и приговоры судов, независимо от того, рассматривалось ли дело в открытом или закрытом судебном заседании, провозглашаются публично.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений