Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

12 июля 1968 г.:

«С санкции Президента Республики назначаю судебного следователя для определения и выяснения возможных упущений и преступлений, совершенных в связи с захватом, использованием и хранением документов, касающихся антипартизанских действий на юго-востоке страны в 1967 году».

Далее следуют тексты присяги членов военного трибунала.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ КОМАНДИРА 8-й АРМЕЙСКОЙ ДИВИЗИИ ПОЛКОВНИКА

ХОАКИНА СЕНТЕНО

Вопрос: Где вы находились в день пленения Че Гевары и какие меры были вами приняты?

Ответ: 8 октября, получив донесение о столкновении с партизанами, о потерях и о том, что в ущелье Эль-Юро захвачены Че Гевара и другие, я в 15 часов направил туда вертолет. Для выяснения обстановки пилота сопровождал подполковник Андрес Селич. 9 октября в 6.30 я прибыл на аэродром в Валье-Гранде для полета в район Игера и затем в Эль-Юро с целью участия в боевых действиях. В этот момент ко мне обратился капитан Феликс Рамос и попросил разрешения сопровождать меня, так как, по его словам, он лично знал Че Гевару, что облегчило бы его опознание и возможный допрос.

РЕМАРКА. Агент ЦРУ Феликс Рамос – участник американской интервенции на Плайя-Хирон и войны во Вьетнаме. Он действительно когда-то видел Че, и в цепкую память профессионального убийцы врезался образ революционера. По свидетельству начальника разведотдела батальона рейнджеров Марио Уэрты, «капитан Рамос вместе с полковником Сентено допрашивал Че Гевару. Позже он остался наедине с Че, чтобы заставить его говорить...» Когда тело Че, доставленное на вертолете в Валье-Гранде, было показано журналистам, то пояснения на английском языке давал плешивый полный молодой человек. Это был Феликс Рамос. Он же первым сфотографировал и направил в США дневник Че. По свидетельству корреспондента французского журнала «Пари матч» Мишеля Рея, в последний раз агента ЦРУ Рамоса видели 12 октября 1967 г. в одном из отелей Ла-Паса, где он был зарегистрирован как бизнесмен. В итальянском фильме «Че Гевара» в роли Рамоса фигурирует полковник ЦРУ Стюарт, возглавивший карательную операцию по уничтожению партизанского отряда и опознавший его руководителя.

Феликс Рамос – один из немногих «тихих американцев», орудовавших в Боливии. Бывшие сотрудники ЦРУ В. Марчетти и Д. Маркс в своей нашумевшей книге «ЦРУ и культ разведки» писали: «ЦРУ принимало активное участие в подавлении повстанческого движения в Боливии и захвате его руководителя Эрнесто Че Гевары. Занимавшаяся специальными операциями группа агентов ЦРУ была направлена в Боливию для того, чтобы помочь местным силам справиться с повстанческим движением».

Базой для ЦРУ в Боливии стала зона Панамского канала, где расположилась «Саутком» – Южная группа командования вооруженных сил США. Ее командующий, генерал Роберт Портер, через четыре месяца после появления Че в Боливии встречается с руководством боливийской армии. Он сообщает о готовности США оказать Боливии всемерную помощь в карательных мерах против партизан. Любопытно, что ровно через два дня после этой встречи в зарубежной печати публикуется первое сообщение о действиях партизанского отряда в Боливии. Пройдет еще несколько дней, и газеты запестрят заголовками «Че в Боливии».

Через три недели после визита генерала Портера перебрасывается из Панамы в Боливию первый контингент «инструкторов» (эти головорезы, именуемые «зелеными беретами», прошли выучку во Вьетнаме). В Боливию поступают оружие, снаряжение, вертолеты. Создается «воздушный мост», связывающий Панаму с провинцией Санта-Крус, где действует отряд Че. Тогда же газета «Вашингтон пост» писала: «В Боливии отказываются от мысли бросить необученные войска в джунгли и думают уничтожать повстанцев напалмом. Происходит обучение антипартизанских частей с помощью Соединенных Штатов». Карательная акция в Боливии получает кодовое название «операция Синтия».

«Зеленые береты» наскоро обучают боливийцев и в пожарном порядке формируют два батальона рейнджеров. Возглавил операцию против партизанского отряда шеф ЦРУ в Боливии майор Ральф Шелтон по прозвищу «Папочка». Сержантом он воевал в Корее, участвовал в американской интервенции против Доминиканской Республики, в тайных операциях во Вьетнаме и Лаосе. «Папочке» принадлежит следующий статистический афоризм: «Убийство одного вьетнамца стоило четыреста тысяч долларов. В Боливии это стоит значительно дешевле». Он знакомит боливийскую военщину с «эффектом напалма». И вскоре командующий авиацией Боливии публично сообщает об использовании напалма «с целью достижения такого же блестящего результата, какого достигли во Вьетнаме военно-воздушные силы США».

Пентагон и ЦРУ стремятся скрыть от общественности свое присутствие в Боливии. На следующий день после убийства Че Гевары генерал Роберт Портер силится опровергнуть утверждение, что «три тысячи солдат из войск специального назначения Соединенных Штатов были посланы в Боливию». По словам Портера, солдат, оказывается, было всего 16.

Вопрос: Расскажите все, что вы знаете о документах, и особенно о дневнике Гевары, захваченных у раненых и убитых в бою в ущелье Эль-Юро.

Ответ: Когда я прибыл в Игеру, то из донесений офицеров 2-го батальона рейнджеров узнал, что в доме местного телеграфиста Идальго находятся пять раненых партизан, а также захваченные вещмешки, материалы и документы. Так как бой в ущелье Эль-Юро продолжался, я решил направиться туда, не успев ознакомиться с захваченными документами и материалами. ...Когда я вернулся из Игеры, то во дворе дома телеграфиста Идальго увидел капитана Феликса Рамоса, фотографировавшего записную книжку красного цвета, которая оказалась дневником Че Гевары. Там же находился подполковник Селич. Затем в помещении школы в Игере я осмотрел убитых врагов, среди которых был и Че Гевара... Я захватил дневник Че Гевары, его карабин и на вертолете вернулся в Валье-Гранде. Там я передал дневник главнокомандующему вооруженными силами республики... Позже я узнал, что представители посольства направили фотокопии дневника Че Гевары президенту республики, главнокомандующему и мне. Однако этот последний экземпляр был задержан командованием вооруженных сил, и таким образом я не получил копии дневника Че Гевары.

Вопрос: По чьему приказу и для каких целей капитан Рамос фотографировал вышеупомянутый дневник?

Ответ: Никакого приказа не было, и Рамос фотографировал по собственной инициативе, чем он занимался и прежде. Рамос и капитан Эдуардо Гонсалес имели доступ к материалам наших расследований... в соответствии с договоренностью на высоком уровне, достигнутой через Уильяма Коулхэна (глава резидентуры ЦРУ в районе антипартизанских действий. – К.Х.). Рамос и Эдуардо Гонсалес уже ранее участвовали в разведывательной работе. На этот счет я получил личные указания от президента республики и заместителя министра национальной обороны. Рамос и Гонсалес имели офицерские удостоверения боливийской армии и звания капитанов.

РЕМАРКА. «Капитан боливийской армии», а в действительности агент ЦРУ Эдуардо Гонсалес – одна из наиболее зловещих фигур драмы. Именно этот палач и провокатор допрашивал пленных из отряда Че: одних – «с пристрастием», других – в обличии «единомышленника». На допросах Гонсалес выдавал себя за панамского врача левых взглядов, показывал пленным фальшивые документы, свидетельствующие о его симпатиях к партизанам. Когда был схвачен сражавшийся в отряде Че боливийский студент Сиро Хорхе Васкес, сын известного историка Умберто Васкеса Мачикао, каратели не смогли заставить его говорить – одному из палачей он плюнул в лицо. Тогда по радио передали «протест прогрессивного журналиста», которому тюремщики отказали в свидании с пленными. «Прогрессивным журналистом» был Гонсалес. При встрече с доверчивым юношей он выдал себя за «связного партизанского центра» и получил все необходимые сведения. Жертва же провокации была убита «при попытке к бегству». Кстати сказать, агент ЦРУ Эдуардо Гонсалес первым узнал о том, что Че в Боливии.

Суд, словно специально, первым из свидетелей выслушал полковника Хоакино Сентено. Командир самой боеспособной боливийской дивизии – основного действовавшего против партизан соединения, – Сентено был непосредственным убийцей Че. Раненного в ноги Че не могли казнить «законно»: эта исключительная мера не предусматривалась боливийской конституцией. А суда страшились: из обвиняемого Че неизбежно превратился бы в обвинителя. Страшился империализм и международной кампании солидарности с выдающимся революционером. И дело сделали пули, выпущенные в Че из американской автоматической винтовки «М-2» унтер-офицером Марио Тераном по приказу полковника Сентено. Однако он, первым подтвердив, что Че нет в живых, пытался замести следы преступления. Вначале Сентено заявил, что Че погиб в бою, получив две смертельные раны – в легкое и пах. А через месяц в беседе с корреспондентом аргентинской газеты «Кларин» уже утверждал, что «без сомнения, господин Гевара скончался во время транспортировки», и попутно признал, что первым ознакомился с его дневником.

В награду полковнику Сентено пожаловали генеральский чин и назначили начальником военной канцелярии президента Боливии. И вот в минуту откровенности он во всеуслышание заявил о тесных связях правительства с ЦРУ. В частности, о том, что за два месяца до гибели Че «координатор» ЦРУ Уильям Коулхэн направил в его распоряжение агентов ЦРУ Рамоса и Гонсалеса. Причем рекомендательные письма были написаны лично боливийским президентом. Очевидно, на болтливого генерала цыкнули, и он, созвав пресс-конференцию, отказался от своих слов. Конфуз генерал объяснил «фонетической неточностью»: оказывается, он упомянул не ЦРУ, а близкую по аббревиатуре службу военной разведки Боливии!

Генерал Хоакин Сентено в 1971 году стал одним из организаторов правого путча, в результате которого было свергнуто прогрессивное правительство Хуана Хосе Торреса. По приказу Сентено войска подвергли разрушительному обстрелу здание университета. Став командующим вооруженными силами Боливии, генерал Хоакин Сентено возглавил беспощадную борьбу со всеми инакомыслящими. Его имя было настолько скомпрометировано, что генерала пришлось удалить из Боливии – его направили послом в Париж.

Есть еще одна грязная страница в биографии Хоакина Сентено. Он рьяно защищал нацистских военных преступников, особенно бывшего начальника гестапо в Лионе Клауса Барбье. Четверть века благоденствовал в Боливии палач Лиона. За массовые убийства, поджоги и грабежи Франция заочно приговорила его к смертной казни. Французское правительство потребовало выдачи Клауса Барбье. Три года тянулась судебная комедия, и наконец в 1974 году верховный суд Боливии, приговор которого «обжалованию не подлежит», узаконил безмятежное существование палача. Основание? Да ведь между Боливией и Францией нет договора о выдаче преступников, а в уголовном кодексе отсутствует статья «Преступления против человечества». В Боливии Барбье занимается коммерцией и по совместительству оказывает услуги местной охранке. В беседе с одним французским журналистом, отец которого был убит по приказу Барбье, палач Лиона вызывающе заявил: «Мы были предвестниками борьбы против большевизма. Посмотрите, где он сейчас! Если бы американцы не заставили нас проиграть ту войну, этого бы никогда не случилось». Позорную роль защитника Клауса Барбье выполнял прежде всего его единомышленник – боливийский посол во Франции Хоакин Сентено. В 1976 году он был убит в Париже неизвестными лицами.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ КОМАНДИРА АНТИПАРТИЗАНСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ №3

ПОДПОЛКОВНИКА АНДРЕСА СЕЛИЧА

Вопрос: По приказу кого дневник Че Гевары и другие документы были переданы агентам ЦРУ?

Ответ: Этот вопрос наиболее важен, и я хочу дать на него исчерпывающий ответ. Как обычно, все документы прежде всего попадали в руки агента ЦРУ Габриэля Гарсиа. Например, когда к нам попали документы (перечисляются фамилии погибших партизан. – К.Х.), то они поступили к Габриэлю Гарсиа и были сфотографированы полностью в Валье-Гранде также агентом ЦРУ капитаном Феликсом Рамосом, который служил в разведывательном отделе 8-й дивизии. Как мне известно, все негативы были проявлены в Соединенных Штатах. Что касается документов, захваченных при поимке Гевары, могу сказать следующее. 9 октября в 6.15 в Игере приземлился вертолет, на борту которого находились полковник Сентено и капитан Феликс Рамос...[25] Капитан Рамос прибыл с полным комплектом оборудования. Он доставил радиопередатчик с большим радиусом действия, тут же его установил и передал по неизвестному адресу зашифрованное сообщение. Затем он установил на столе фотоаппарат с четырьмя телеобъективами и приступил к фотографированию.

Вопрос: Хотите ли вы что-нибудь добавить?

Ответ: Да. Находившиеся в районе боевых действий агенты ЦРУ осуществили важную работу. Хочу особо отметить, что они предоставили нам фотографии действовавших в этом районе партизан, сообщили их приметы и таким образом позволили узнать о них все еще до их поимки.

РЕМАРКА. Поучительна судьба одного из убийц Че, полковника Андреса Селича. Он был в числе главных организаторов реакционного путча, свергнувшего правительство Хуана Торреса. Это был 188-й по счету государственный переворот со времени провозглашения в 1825 году независимости Боливии. По выражению английской газеты «Файнэншл таймс», президенты Боливии «сменяли друг друга во дворце с такой быстротой, с какой толпа гостей проходит через вращающиеся двери отеля». Как писал французский журнал «Нувель обсерватер», 19 августа 1971 г. «был дан сигнал к восстанию и «охоте на коммунистов». Рейнджеры полковника Селича, отборного подразделения боливийской армии, натренированного американскими «зелеными беретами», составили ударную силу путчистов». За оказанные услуги полковник Селич получил пост министра внутренних дел. Селич мечтает о президентском кресле и готовит очередной государственный переворот. Но он не рассчитал своих сил и оказался за тюремной решеткой. Вскоре власти официально извещают, что Селич «случайно погиб в момент падения с лестницы в полицейском управлении». Словно не ведая об этом смехотворном заявлении, министерство внутренних дел объявляет, что «подлинной причиной смерти Селича явилась прогрессирующая болезнь печени». Шефа карателей и палача, подручного ЦРУ, полковника Андреса Селича сбросили с лестницы, словно ненужный хлам.

Впрочем, что могла ждать от своих покровителей такая мелкая сошка, как Селич, если ЦРУ многократно свергало президентов Боливии, в том числе своих ставленников? Уместно вспомнить угрожающую фразу, брошенную несколько десятилетий назад по адресу Боливии бывшим государственным секретарем США Келлогом, «гуманистом» и «миротворцем»: «Угроза применения силы – единственный метод обращения с этим народом». Многочисленные факты свидетельствуют о беспардонном засилье империализма во всех сферах жизни Боливии.

В то время, когда шел процесс по делу Аргедаса, Боливией правил генерал Рене Баррьентос, выпускник авиационного училища США. Военная власть сменила 12-летний режим гражданского правительства во главе с Виктором Пас Эстенсоро. Его убрало ЦРУ и «сделало» президентом Рене Баррьентоса, личного пилота Пас Эстенсоро. Баррьентос тотчас же заявил: «Боливию сегодняшнего дня устраивает только Запад». Но недавний пилот зарвался. Он не удовлетворился подачками могущественной американской нефтяной монополии «Галф ойл корпорейшн». Аппетит приходит во время еды, и президент обложил поборами в свою пользу некоторые американские корпорации. После этого на его судьбе можно было ставить крест. По официальной версии, самолет Баррьентоса, подаренный ему той же «Галф ойл», взорвался, упав на провода высокого напряжения. Версия рассыпалась, когда на теле пилота обнаружили пулевые ранения: по самолету с близлежащего холма вели огонь агенты ЦРУ.

Власть взял в свои руки главнокомандующий вооруженными силами генерал Альфредо Овандо. Новое правительство неожиданно заявило о намерении осуществить социально-экономические и политические преобразования и положить конец империалистическому вмешательству во внутренние дела страны, в частности пресечь подрывную деятельность ЦРУ. Наиболее радикальной мерой стала национализация собственности «Боливиэн галф ойл компани» – филиала нефтяной монополии «Галф ойл корпорейшн». ЦРУ свергло еще одного президента, но проморгало растущие антиимпериалистические настроения боливийского народа, которые реально выразил в своей политике новый глава государства Хуан Хосе Торрес. Его патриотическая позиция, антиимпериалистическая, демократическая программа никак не устраивали империализм США. ЦРУ не удовлетворилось свержением Хуана Хосе Торреса. В 1976 году, через пять лет после путча, он был застрелен в Буэнос-Айресе. В этом преступлении вдова бывшего президента обвинила правительство США.

И, наконец, выбор ЦРУ пал на генерала Уго Бансера. Вот что писала о нем английская газета «Файнэншл таймс»: «У выходца из немецкой семьи Бансера за плечами карьера офицера боливийской армии, серая форма и островерхие шлемы которой напоминают о влиянии в ней немецких военных советников. Как и многие другие подающие надежды офицеры, он прошел обучение в Соединенных Штатах и прекрасно говорит по-английски». Бансер установил режим жесточайшей военно-полицейской диктатуры. За семь лет его драконовского правления через тюрьмы прошло около 15 тысяч политзаключенных, в том числе католические священники. Уго Бансер денационализировал нефтяную промышленность и передал американским монополиям седьмую часть всей территории страны. За это он получал регулярные взятки от «Галф ойл». Президент поощрял самые темные аферы. Например, санкционировал план передачи огромных территорий Боливии 150 тысячам расистов – иммигрантам из Родезии, Намибии и ЮАР. Для формирования расистского анклава в Южной Америке была создана в Ла-Пасе акционерная компания «Сефа С.А.».

Президенту-генералу Бансеру принадлежит клич, обращенный к крестьянам: «Я вам разрешаю убить первого же коммунистического агитатора, который появится в сельских районах. Я даже вознагражу вас»[26]. Напомним, что 30 сребреников были обещаны и за голову Че.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ ОФИЦЕРА КОНТРРАЗВЕДКИ МОИСЕСА ВАСКЕСА

Вопрос: Что вы знаете о захваченных у бандитов (так впервые члены военного трибунала начинают называть партизан. – К.Х.) документах, и в особенности о дневнике Гевары, переданных агенту ЦРУ Рамосу?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

сайт копирайтеров Евгений