Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

К.Каренин

«Литературная газета», 6 сентября.

Газета «Эль Популар» в номере от 21 декабря 1960 г.

перепечатала эту статью.

в начало

1961

Бразилия: пробуждающийся гигант

27 сентября 1960 г. Бразилия была охвачена лихорадочной атмосферой ожидания. Политический пульс бился учащенно.

«Кто победит?» – этот вопрос волновал всю Бразилию. До всеобщих выборов – 3 октября – оставалось меньше недели. Стены домов пестрели избирательными плакатами, асфальт улиц густо усеяли листовки различных политических партий. На витринах многих магазинов были выставлены для продажи гуттаперчевые фигурки партийных лидеров.

В хоре политических синоптиков, пытавшихся дать прогноз выборов, тревожно прозвучал голос самой распространенной бразильской газеты «Ултима ора». В номере от 27 сентября 1960 г. газета писала: «Жители Сан-Паулу – наиболее зажиточные в Бразилии. Сан-Паулу А – это витрина и гордость страны... Но городские склады забиты сорока миллионами мешков непроданного кофе... Интересы нации требует проведения новой экономической политики, которая навсегда покончила бы с существующей инфляцией». Сан-Паулу – это центр производства кофе, а кофе – основная часть экспорта страны. В свое время североамериканские монополии содействовали уродливому, однобокому развитию бразильской национальной экономики, привязали ее к своему рынку, а теперь спокойно взирают на то, как склады Сан-Паулу ломятся от миллионов мешков кофе.

Бразилию не случайно называют «просыпающимся гигантом». Эта самая крупная страна Латинской Америки действительно пробуждается от вековой спячки. Страна стала варить сталь, бурить нефтяные скважины, производить автомашины. Но это лишь первые шаги. На севере страны огромные пространства охвачены голодом. Доведенные до отчаяния, толпы безземельных крестьян покидают насиженные места и идут «голодным маршем», сметая все на своем пути. Лихорадка косит поденщиков на необъятных пространствах каучуковых плантаций. В сердце бразильской сельвы, в тропических джунглях Амазонии существуют формы первобытно-общинного строя.

И, тем не менее, гигант пробуждается. Он старается сорвать не только путы экономической отсталости, но и цепи долларовой зависимости, которая культивирует эту отсталость. Многие газеты, пытавшиеся увидеть за избирательными урнами горизонт будущего страны, писали 27 сентября: «Пора нормализовать экономические связи с Востоком». Речь идет, прежде всего, о Советском Союзе, в торговле с которым реалистически мыслящие бразильцы видят фактор, способствующий экономическому прогрессу страны.

Из книги «День мира»

(облик планеты 27 сентября 1960 г.). – М., «Известия».

в начало

1962

Учитель Хесуальдо

Мы любуемся ночной кубинской столицей с балкона 20-го этажа отеля «Свободная Гавана». Собеседник – наш старый знакомый Хесуальдо Coca, или просто Хесуальдо, ибо под этим именем его знают в странах Латинской Америки литераторы и педагоги. Хесуальдо – уругваец. Он откликнулся на призыв революционного правительства и приехал на Кубу работать как крупнейший специалист в области народного образования. «Я здесь имею счастье делать то, к чему стремился всю жизнь», – говорит Хесуальдо. Он вслух читает письмо своего бывшего студента, еще недавно простого кубинского крестьянина, который теперь сам несет свет знаменитой «голубой лампы», свет знаний молодому поколению революции. А память Подсказывает другое письмо...

То письмо было нацарапано неровным детским почерком, с грамматическими ошибками, простительными для подростка, который был вынужден бросить школу и начать жизнь пеона. Оно пришло в уругвайскую сельскую школу. «Постепенно я привыкаю, – писал мальчик. – В первый день я начал работу в десять утра и кончил ее в половине девятого вечера. На следующий день мы приступили к работе в четыре утра и закончили ее в половине десятого вечера. Единственное, что мы себе позволили, – десятиминутный перерыв на обед. Какое несчастье, учитель, быть бедным!»

Человек, которому было адресовано письмо, впоследствии с горечью писал: «Безрадостна судьба ребенка на нашей обетованной земле! Нет закона, который охранял бы его и им руководил. Безнадежно и положение юношей... Нет школ, в которых учили бы искусству или ремеслу. Ничего нет». И боль за своих подопечных Хесуальдо излил во фразе: «Соучастником какой огромной лжи я являюсь!»

Не пожелав оставаться «соучастником лжи», начинающий поэт и молодой педагог покинул уругвайскую столицу Монтевидео и уехал на долгие годы в глухую провинцию учить грамоте сельских ребят.

Двести учеников, пять преподавателей, две мало приспособленные для занятий комнаты – такова типичная уругвайская сельская школа. Но той, в которой учительствовал Хесуальдо, было суждено приобрести широкую известность, стать первой в Уругвае и вообще в Латинской Америке своего рода экспериментальной школой.

Молодой педагог решил отказаться от казенного формализма в обучении, он развивал у детей чувство инициативы, прививал любовь к труду, разумеется, не к тому, который делает десятилетнего ребенка батраком, а к свободному, творческому. Ответы на неизбежные вопросы «как?» и «почему?» дети батраков, каменотесов и рыбаков стали черпать не из сухого учебника, а из самой жизни. Они не только узнавали названия иностранных государств, имена королей, полководцев, но и познавали богатства родного края, учились понимать причины социального неравенства.

Восемь лет провел Хесуальдо в сельской школе. Свой педагогический опыт он воплотил в автобиографической повести «Жизнь учителя». Книге суждена была долгая жизнь. Изданная первый раз более четверти века назад, она и поныне является своеобразным пособием для педагогов многих стран Латинской Америки.

Книга доставила автору и немало неприятностей. Некоторые персоны – от местного ростовщика-лавочника до высокого столичного начальства – увидели себя в весьма невыгодном свете. Хесуальдо предложили подать в отставку. На защиту учителя встали крестьяне, рабочие, интеллигенция. И тем не менее после двух лет борьбы Хесуальдо был вынужден покинуть школу.

«Крамолу» в произведении Хесуальдо узрел не один только уругвайский сельский лавочник. Книга была запрещена во многих латиноамериканских странах. В сороковых годах книгу Хесуальдо читали в Боливии в рукописном виде: учителя переписывали ее от руки, а затем увозили в глухие горные селения.

Невзирая на цензурные рогатки книга «Жизнь учителя» зашагала по многим странам Латинской Америки. Самого автора наперебой приглашают читать лекции в Аргентину, Бразилию, Чили, Парагвай, США. По приглашению президента Карденаса, впоследствии удостоенного высокого звания лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», Хесуальдо несколько лет проводит в Мексике.

Новые и новые произведения выходят из-под пера Хесуальдо: продолжение книги «Жизнь учителя» – повесть «За порогом школы», глубокие исследования на педагогические темы, сотни статей. Хесуальдо издает антологию «500 детских стихотворений», сборник детских рисунков.

В объемистой книге «Моя поездка в СССР» Хесуальдо с восхищением пишет о достижениях Советского Союза. «Мне и карты в руки, – замечает Хесуальдо, – ведь недаром на протяжении многих лет я был председателем Уругвайско-советского института культурных связей...»

– Изменилось ли положение в уругвайских школах со времени выхода в свет книги «Жизнь учителя»? – обращаюсь я к ее автору.

– И да и нет, – задумчиво отвечает Хесуальдо. По-прежнему многие дети заняты поисками куска хлеба и лишены возможности посещать школу. Не менее пятой части населения страны неграмотно. Учителя получают нищенскую зарплату, а многие вообще не имеют работы. В стране не хватает школ. Часто дети занимаются в четыре смены, в одной комнате сидят до 100 учеников различных классов.

И все же было бы неверно утверждать, что за последние четверть века школа в Уругвае не претерпела изменений. Стали нормой поведения педагогов многие из принципов, изложенных Хесуальдо в книге «Жизнь учителя». И главное – учителя осознали свой высокий профессиональный долг бороться за демократизацию школы и улучшение ее положения.

Уругвайские учителя, объединенные в профессиональные организации – Федерацию и Союз (первая охватывает преподавателей всей страны, а вторая – столицы), настойчиво борются за то, чтобы создать детям и юношам нормальные условия для учения. Когда правительство отказалось удовлетворить требования учителей увеличить расходы на образование и повысить заработную плату, преподаватели провели демонстрацию и забастовку. Справедливое требование встретило поддержку всей страны.

Нередко на фасаде здания лицея можно увидеть картонный плакат с надписью «Мы бастуем». Учащиеся требуют предоставить новое школьное помещение, в котором можно было бы заниматься.

Это движение – часть борьбы учителей и учащихся в Уругвае в защиту демократических прав, против полицейских репрессий. В июле этого года в связи с разгулом фашистских банд 70 тысяч учащихся высших, средних и начальных учебных заведений Уругвая провели забастовку.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

сайт копирайтеров Евгений