Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31

[234] Там же.

[235] Голос России. 1921. 16 августа. №737.

[236] Дроздов Ал. Блок //Время. 1921. 22 августа. №164.

[237] Бытовое явление//Время. 1921. 26 сентября. №169.

[238] Речь, конечно, идет о А. Ахматовой, которая действительно в это время работала в институте библиотекарем.

[239] А.М. Ремизов о нынешнем Петрограде//Голос России. 1921. 27 сентября. №773.

[240] Из беседы с А.М. Ремизовым//Руль. 1921. 27 сентября. №262.

[241] См.: Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж-Москва, 1996. С.33.

[242] Набоков Вл. Мы и они//Руль. 1920. 2 декабря. №14. Полный текст статьи см. во втором разделе.

[243] Столица русской эмиграции//Время. 1921. 26 сентября. № 169.

[244] Еще о ренегатах//Руль. 1921. 11 ноября. №300

[245] Так назвал немцев В.В. Набоков в «Других берегах», желая, по-видимому, подчеркнуть исключительную изолированность русской колонии Берлина от основной его части. Однако газетные материалы говорят о том, что контакт большинства эмигрантов с немцами был все же более тесным, чем это может показаться при чтении воспоминаний писателя.

[246] Яковлев Ал. О немцах //Время. №159, 18 июля 1921 г.

[247] Алданов М. Отрывки//Голос России. 1921. 2 сентября. №752.

[248] В.И. Ленин летом 1921 г. высказывает мнение, что русская эмиграция (буржуазия) теперь стоит на высоте западноевропейского развития. (Ленин В.И. Речь на Ш Конгрессе Коммунистического интернационала. ПСС. Изд. 5. Т.44. С. 40–41)

[249] Дроздов Ал. Погромы//Время. 1921. 15 августа. №163.

[250] Руль. 1921. 9 октября. №273.

[251] Руль. 1921. 14 октября. №277.

[252] Так в тексте.

[253] Руль. 1921. 13 октября. №276.

[254] Голос России. 1921. 14 октября. №788.

[255] Руль. 1921. 15 сентября. №252.

[256] Руль. 1921. 11 ноября. №300.

[257] Цит. по: Письмо из Лондона//Руль. 1921. 9 ноября. №298.

[258] Жирков Г.В. Между двух войн: журналистика русского зарубежья (1920–1940 годы). СПб, 1998. С. 60.

[259] На суд широкой общественности «новая тактика» была вынесена, понятно, несколькими месяцами позднее, с приходом П.Н. Милюкова в «Последние новости». См. об этом главу пятую наст, раб.

[260] Последние новости. 1922. 28 июля.

[261] Струве П.Б. По существу (III)//Руль. 1921. 6 июля. №191. Полный текст статьи см. во втором разделе.

[262] Там же.

[263] Шамфор. «Изречения». Цит. по: Флобер. Лексикон прописных истин. Собрание сочинений в пяти томах. Т. I. -M., 1956. С. 313.

[264] Устрялов Н.В. Яркий основоположник сменовеховства. В 1917 г. возглавлял калужскую организацию партии кадетов. Руководил Бюро печати правительства Колчака в 1918–1920 гг. На момент выхода сборника «Смена вех» (это название закрепилось позднее за всем течением) жил в Харбине (Китай). Статьи, вошедшие в сборник, были опубликованы в 1920 году в книге «В борьбе за Россию» и в русскоязычной газете Харбина «Новая жизнь». В 1935 г. вернулся в СССР. В 1937 г. приговорен к расстрелу по обвинению в сотрудничестве с японской разведкой.

[265] Письмо Н.В. Устрялова П.П. Сувчинскому. ГАРФ. Ф.5783. Оп.1. Д. 312, ЛЛ. 108–108 об. Цит. по: Политическая история русской эмиграции. 1920–1940 гг.: Док. и мат. Учебн. пособ. Под ред. А.Ф. Киселева. М, 1999. С.203. В том же году Н.В. Устрялов высказался в одной из статей еще более определенно: «Как я и опасался, впечатление (от сменовеховского движения – А.Л.) весьма плачевное. Познакомился непосредственно и очень обстоятельно с историей течения, его внутренними пружинами и внешними проявлениями, его эволюцией, похожей на вырождение. Печальная, нескладная картина. Несомненно, в начале перспективы сменовехизма были достаточно благоприятны и почва для него (курсив мой – А.Л.) достаточно благодатна. Пражский сборник всерьез всколыхнул эмиграцию, довольно шумно отозвался и в России. С ним считались, он имел успех. Он приобрел уже широкий базис. Но руководящая группа так поспешно и несолидно «соскользнула влево», так безотрадно утратила самостоятельный облик, что скоро дотла растеряла всякое влияние в интеллигентских кругах и всякое внимание со стороны самой Советской власти. [...]Сменовеховцы, превратясь в накануневцев, («Накануне» – газета сменовеховцев, выходившая в Берлине с 1922 по 1924 гг. Проводила идеологию, близкую к большевистской. Подробнее см. об этом ниже – А.Л.) стали коммуноидами: этот выразительный термин я слышал в Москве и от спецов, и от коммунистов. И те, и другие произносили его с несколько презрительной иронией». (Там же. С. 221.)

[266] Примечательно, что Н.В. Устрялов здесь не скрывает возможной идейной связи его позиции с некоторыми течениями германской общественной мысли. Однако в самом сборнике «Смена вех», в том числе и в статье Устрялова, национал-большевизм не упоминается ни разу. Это дало М. Агурскому (См.: Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 62.) повод для предположения, что Устрялов и его единомышленники желали избежать дополнительного указания на немецкое влияние. Возможно, в этом разгадка, почему сменовеховство не вошло в историю как «национал-большевизм». Не исключено, что именно П.Б. Струве в «Руле» несколько раз повторяет это слово с целью подчеркнуть его первоначальное значение. Позднее он перепечатывает эту статью в «Русской мысли».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31

сайт копирайтеров Евгений